Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их - всегда педагогический, образовательный процесс

Качество его зависит от того, на­сколько методист овладел педагогическим мастерством и зна­ниями. Поэтому все законы и правила общей педагогики, а так­же теории и методики физической культуры чрезвычайно важ­ны в деятельности реабилитатора (реабилитолога) - специа­листа по физической реабилитации. Он должен быть прежде всего хорошим педагогом - специалистом по физическому образованию, физической культуре и в то же время обладать глу­бокими знаниями сущности патологических процессов и болез­ней, с которыми ему приходится встречаться у своих пациен­тов. Он обязан уметь определять, какие методы и средства ока­жут общее воздействие на организм, а какие - местное, ло­кальное или, лучше сказать, специфическое, дифференцировать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. Это непросто даже для опытного специалиста, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздей­ствия нагрузок на организм пациентов и эффективности реаби­литационных мероприятий.

Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при усло­вии, что методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.

Суть тренировки в многократной, систематически повторя­ющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функ­циональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершен­ствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с дру­гой - развиваются и совершенствуются различные физичес­кие качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в резуль­тате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность больного, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.

В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педаго­гические принципы:

Индивидуальный подход к больному. При разработке реа­билитационной программы необходимо учитывать возраст, пол и профессию пациента, его двигательный опыт, харак­тер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.

Сознательность. Только сознательное и активное участие самого больного в процессе реабилитации создает необхо­димый психоэмоциональный фон и психологический настрой реабилитируемого, что повышает эффективность при­меняемых реабилитационных мероприятий.

Принцип постепенности особенно важен при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, ин­тенсивности, количеству упражнений, числу их повторе­ний, сложности упражнений как внутри одного занятия, так и на протяжении всего процесса реабилитации.

Систематичность - основа лечебно-восстановительной тре­нировки на протяжении процесса реабилитации, протекаю­щей порою до нескольких месяцев и лет. Только система­тически применяя различные средства реабилитации, мы можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого больного воздействие, позволяющее повышать функцио­нальное состояние организма больного.

Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдени­ем оптимального интервала (отдых либо между двумя уп­ражнениями, либо между двумя занятиями). Если следу­ющее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то эф­фекты от тренировки суммируются и функциональные воз­можности повышаются на новом, более совершенном уров­не.

Системность воздействия (или поочередность), т.е. после­довательное чередование исходных положений и упражне­ний для различных мышечных групп.

Новизна и разнообразие в подборе и применении физичес­ких упражнений, т.е. 10-15% физических упражнений дол­жны обновляться, а 85-90% повторяться для закреплениядостигнутых успехов лечения.

Умеренность воздействия средствами физической реабили­тации означает, что физические нагрузки должны быть уме­ренными, возможно более продолжительными, либо на­грузки должны быть дробными, что позволит достичь адек­ватности нагрузок состоянию пациента.

Поскольку основное средство физической реабилитации - физические упражнения и их применение, т. е. тренировочный процесс, хотя и несколько специфичный, то для повышения функционального состояния систем организма необходимо последовательно и неуклонно увеличивать нагрузку по всем ее основным параметрам. Однако состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет увеличивать ее в объеме, необ­ходимом для существенного повышения работоспособности больного. Поэтому оптимизация нагрузок необходима в тече­ние реабилитации и особенно в начальном периоде. Имеется в виду строгое дозирование физической нагрузки, рациональный подбор средств лечебно-восстановительной тренировки: пред­почтительны дробные нагрузки и их волнообразный характер, правильное соотношение работы и отдыха и максимальное ис­пользование средств, снимающих напряжение и способствую­щих ускоренному восстановлению с учетом строгой индивидуализации.

Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:

- общая тренировка преследует цель общего оздоровле­ния организма, улучшение функций органов и систем, нару­шенных болезненным процессом, развитие и закрепление мо­торных навыков и волевых качеств. С общебиологической точ­ки зрения тренированность больного человека - важный фак­тор его функциональной приспособляемости, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность;

- специальная тренировка призвана развить функции, на­рушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые пациенту в быту и трудовой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: