double arrow

П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ. автоматизированный аппарат дыхания


автоматизированный аппарат дыхания. Процессы такого рода не нуждаются в психике.

Ведут свою жизнь без психики также низшие животные: актинии, например; губки ведут неподвижный образ жизни, прогоняя воду через себя, они соответствующим образом реагируют, когда в прогоняемой ими воде попадается что-то годное для пищи, и происходит задержка этой пищи и ее переваривание. Это механический процесс. Они просто прогоняют воду, и точно так же автоматически происходит реагирование на попадающую пищу. Или такие растения, как мухоловки. У них на каждом листочке есть капелька липкой жидкости, к которой прилипает муха, усевшаяся на эту капельку. Лист тут же сворачивается, и насекомое поймано. Лист выделяет сок, разлагающий муху и переваривающий ее. Когда от мухи ничего не остается, лист снова раскрывается. Такое поведение листа не требует никакой психической деятельности.

Есть и другие формы, даже у высокоорганизованных животных. Мы приводили пример змей, которые плюют капелькой яда прямо в глаз жертве, иногда со значительного расстояния — до 5 метров. А ведь глаз — это слизистая; яд мгновенно всасывается, и буквально через несколько секунд жертва погибает. Тут тоже не требуется никакой психики. Просто выработаны определенные биологические механизмы, обеспечивающие и саму реакцию выплевывания яда в ответ на воздействие блестящего глаза, и попадание — пусть не всегда, но в большинстве случаев. Вспомним подробно проанализированное в лабораторных условиях поведение птенцов грача Обычно птенцы спокойно сидят, но когда подлетают родители, возникает боковое покачивание гнезда. Родители издают характерный призывный крик, и при их подлете возникает воздушное движение с одного бока. Каждый этот фактор в отдельности, а тем более все они вместе вызывают характерную реакцию птенцов. Они поднимают вверх голову, открывают клюв и ждут, когда туда будет положена пища. Здесь психика тоже не требуется. Все это проделывалось в лаборатории без птиц-родителей, и птенцы отзывались на каждый из раздражителей, искусственно производимых исследователем.

Очень много таких автоматических реакций и у человека, которые могут осуществляться без всякого участия психики Но надо различать двигательные реакции и действия на основе образной ориентации. Вот вы идете по краю тротуара Ходить вы умеете, на-

I


в

вык у вас есть. Но, хоть и незаметно, вам приходится смотреть, куда вы ставите ноги. Навык навыком, а ориентация необходима.

Значит, целый ряд ситуаций не требует участия психики. И если присмотреться, что же общего есть во всех таких случаях, т. е. почему не нужно участие психики, то мы видим, что все эти случаи характеризуются очень важными обстоятельствами. Во-первых, предметы, которые вызывают реакцию со стороны организма, всегда налицо и действуют как раздражители по отношению к организму. Скажем, для змеи, поднявшейся навстречу жертве, наличие глаза у жертвы как светящейся, блестящей точки есть раздражитель для плевка. Или для птенцов: один из трех раздражителей или тем более их сумма вызывает соответствующую реакцию. Во-вторых, этот раздражитель, действуя на организм, вызывает с его стороны нужную реакцию в силу того, что в организме есть соответствующий, уже врожденный механизм. Внешний предмет действует как раздражитель определенного механизма, который в ответ на это действие и срабатывает. Это второй момент — наличие готового механизма. И в-третьих, — это подгонка внешнего объекта и действующего органа со стороны организма, которая бы обеспечивала успех действия. Эта подгонка обеспечивается видовым приспособлением. Скажем, когда неосторожная муха садится на блестящую капельку на листе, это вызывает раздражение листа и он сворачивается, так что муха оказывается пойманной. Или если змея встречает жертву и видит перед собой ее светящийся глаз, то она плюет в этот глаз. И устройство, которое, конечно, не она в себе индивидуально выработала, а выработано развитием этого вида змей, — оно таково, что капелька эта попадает в глаз (хотя иногда змея и промахивается), принося тем самым полезный для змеи результат И во всех других случаях то же самое




Конечно, человек может обмануть птенцов грачей. Он может вызвать колебания гнезда, вызвать их реакцию и не накормить несчастных птенцов. Но это же специальные, искусственно созданные условия. А в нормальных, естественных условиях прилетают родители, и реакция со стороны птенцов ведет к тому, что они получают свою пищу. Значит, очень важны эти три обстоятельства. Повторю: во-первых, налицо предмет, который вызывает эту реакцию; во-вторых, в организме есть готовый механизм, отвечающий на раздражитель нужной реакцией; в-третьих, необходимое соотношение объекта



Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: