Лекция 13. Процесс интериори3ации


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Ли что ему может казаться). Ведь он-то может видеть перед собой предмет и, говоря, иметь его в виду. Но предмета-то уже нет, мы его отобрали. А ему кажется, что он все делает правильно. Может быть, он все делает и правильно, а только говорит непонятно. Он должен научиться говорить так, чтобы это было понятно другому. Значит, акцент делается тут именно на социализированной стороне речи: действие впервые принимает ту форму, которую имеет в общественном сознании. Потому что теперь реального предмета уже нет, а есть его речевое выражение. И вот здесь впервые это речевое дей-стэие должно получить именно такую форму, в которой оно для самого испытуемого выступает как новая форма объекта, причем форма, в которой действие выступает для всякого другого человека однозначно, т. е. форма общественного сознания этого действия.

Пока человек действует с вещами, ему кажется, что речь — это вещь второстепенная. Нужно дело делать. Вот исходный момент, вот порядок операций, нужно из этого материала сделать продукт. А это главное. Что он при этом считывает карточку, что он говорит, что его поправляют, когда он не так говорит, — это все второстепенное. А здесь теперь нет этого материала, нет карточки. Значит, здесь всё в речи и речь должна быть полноценным носителем действия в его объективной, общественной роли.

Это очень важное обстоятельство, потому что здесь впервые действие объективно принимает форму мысли. Потому действие, выраженное в речи, есть мысль. Логически. Не психологически, но логически оно уже есть мысль Вот здесь, собственно, еще во внешнем плане, еще тогда, когда человек переходит от действия с вещами к речевому действию, уже происходит скачок от предметного действия к мысли об этом действии. Только к мысли в логическом ее значении, к логической ее стороне И вот в такой форме оно должно выступать для него самого. Он сам должен понять, что не как-нибудь надо говорить, а именно так, в объективно-общественной форме.

Но нужно при этом избегать давать однотипные формулировки, потому что тогда может получиться чисто внешняя формула, за которой не кроется то же самое значение Поэтому вначале нужно, чтобы испытуемый говорил своими словами, и как можно более разными. И на этом нужно настаивать Лишь потом, когда все эти разные способы выражения одной и той же предметной мысли бу-

ЩЗ


птя


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: