П. Я. Гальперин лекции по психологии. Мы и переносим во внутренний план эту громкую социализированную речь

мы и переносим во внутренний план эту громкую социализированную речь. При этом испытуемый может себе представить материалы или карточку, но это дело частное. Хотите представляйте, хотите не представляйте, в это мы не вмешиваемся. Мы требуем только одного: чтобы действие, во-первых, выполнялось по операциям, записанным речевым или условным, символическим способом, и получаем ответ в такой же форме. Поэтому мы и считаем, что первой, формой действия в уме является действие, выполняемое во внешней речи «про себя». Это та же самая развернутая речевая форма только без внешнего произношения, даже шепотом, потому что шепот — частая форма у детей и малокультурных людей — это все-таки разновидность громкой речи. А тут даже без шепота. Это внешняя речь «про себя». И вот образование такой формы действия составляет основное содержание пятого этапа — этапа формирования действия во внешней речи «про себя».

Опять-таки мы прогоняем здесь новую форму действия по всему диапазону задач. И когда получаем быстрое и правильное выполнение каждой операции и действия в целом, то переходим к последнему, шестому этапу. Мы говорим испытуемому: «Теперь будем работать так: я вам даю задачу, а вы мне выдаете конечный ответ». Конечный не в отношении каждой отдельной операции, а действительно конечный ответ! Этим мы снимаем кажущееся искусственным раздробление действия на отдельные операции, что мы были раньше вынуждены делать, и предоставляем действию естественное течение уже внутри, в умственном плане. При этом сформированное действие постоянно опиралось на одно и то же предметное содержание и на уровне материального действия, и на громкоречевом \ ровне, и во внешней речи «про себя» Поэтому идет оно по проложенным путям очень легко и столь же легко автоматизируется И мы будем добиваться максимальной автоматизации в этой заключительной форме. Для этого в последней форме еще раз прогоняем действие по всему диапазону задач. Вот почему я говорил, как много надо таких задач

При максимальной автоматизации, максимальной быстроте выполнения действие остается, конечно, безошибочным. Малейшая ошибка — и сейчас же следует возвращение на предыдущий уровень — или ко внешней речи, или к вещам для поправки Ошибки недопустимы

FTTSl


ЕПП

Чем больше мы работаем, тем больше убеждаемся в том, что всякие колебания в выполнении действия не нужны, т. е. некоторые операции в действии можно как будто перестроить, переставить, но вы должны принять определенный порядок: либо так, либо так. И нечего позволять колебаться этому действию, потому что колебание приводит к тому, что автоматизация не наступает, и действие, которое в первое время кажется удовлетворительным, затем начинает разрушаться.

Многие выступают против автоматизации, имея в виду, что она будто бы препятствует творческому начцлу.Др,здесь свешивают разные вещи. Творчество заключается в тещ, чтобы решить какую-то новую задачу. Но частичные способы рещения новой задачи должны быть хорошо усвоены. И об этом лучше всего говорит, например, артистическое исполнение. Вы знаете, что ни один артист не может достигнуть хорошего, действительно творческого исполнения, если не доводит технику своего действия до максимальной автоматизации. Значит, техника должна быть доведена до максимальной автоматизации. Вот тогда вы впервые становитесь хозяином своего действия. Конечно, если вы его достаточно обеспечили обобщенностью и т. д. А если вы не обеспечили, тогда не обвиняйте автоматизацию, а обвиняйте себя, что вы не обеспечили другие свойства действия.

Когда мы достигаем максимальной автоматизации, то происходит вот что Уже давно, начиная с громкой речи, человек действует не с объектами, а со значениями самих слов, выражений, в которых выражены эти объекты Когда речевое действие переносится в умственный план, то там тоже сначала присутствует внешняя, развернутая, расчлененная речь «про себя» Но чем больше мы овладеваем этой речью, тем больше членораздельность речи становится препятствием, ибо она означает остановку между отдельными элементами и, значит, задержку А так как действие уже стереотипизировано, то задержка излишня. Здесь происходит то, что раньше отмечалось только в промежуточных частях, а именно: целые части речевого действия выпадают из самонаблюдения Речевая сторона, как мешающая протеканию мысли, начинает сокращаться. И вот возникает сначала внутренняя речь (т е когда от речи остаются только отдельные части, то, что еще трудно для испытуемого, что он должен растянуть, чтобы проследить), а все остальное сокращено Это то, что


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: