автомобиль, понимает, что если вы спохватились на 0,2 секунды раньше, вы уже ничего не можете сделать. У машины есть инерция, и она пойдет своим путем, хотя вы и повернете ее. Вы должны не за 0,5 секунды спохватиться, а гораздо раньше. Но ведь возникает-то препятствие неожиданно, и как же вы можете спохватиться раньше, когда оно еще не появилось? Вы всегда должны быть готовы к встрече с неожиданностями, к встрече с тем, чего еще нет. В том и коварство, что препятствие может выскочить, а может и не выскочить. Оно ведь выскакивает изредка. И чем больше вы ездите, тем больше вас охватывает благодушие. А вот тут-то и случается неожиданность. В чем же условие такой переключаемости? Условие заключается в том, чтобы заранее представлять себе возможные варианты развития ситуации.
Я читал репортаж о поездке по Италии, где водители отличаются особой лихостью. Едут они без всяких правил, перерезают путь друг другу. Но аварий там не больше, чем в других местах. Как же так получается? А разгадка этого в лозунге, обращенном к шоферам: «Хороший шофер ожидает неожиданности!». Ну а как можно ожидать неожиданности? Если вы знаете обстановку по маршруту движения, то вы представляете, где какая неожиданность вас может подстерегать. Такой неожиданностью может быть подворотня, которая не просматривается, перекресток и т. д. И вот хороший шофер в таких местах на всякий случай снижает скорость. Я был в ГДР, в одном маленьком населенном пункте Маленькие городки характерны тем, что там улицы без тротуаров и очень узкие. По такой улице в одном направлении двигаются машины и автобусы. Шоферы делают следующее- если сплошная масса домов — едут быстро, если видят подворотню — притормаживают, убеждаются в безопасности пути и только тогда продолжают движение Вот таким образом они ездят по узким улицам и могут рассчитывать на то, что не будет аварий. Если же пускать машину на полный ход в расчете, что у тебя быстрая реакция, — это ни к чему хорошему не приведет. Так что главное — в наличии контрольных инстанций для того, чтобы следить за ситуациями. Если контрольные инстанции у водителя хорошо выработаны и действуют автоматически, ему нужно лишь немного замедлить движение, и тогда никакой аварии не будет Вот почему оказывается, что если водитель ожидает неожиданности — он хороший профессионал
|
|
ИЕТЗ
ЛЕКЦИЯ 19
ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ (продолжение)