П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ
откладывая на те времена, когда вы окончите университет и окончательно закостенеете в тех формах мышления, которые вам здесь так успешно прививаются! Это первое — относительно творческой задачи.
Второе — это то, что творчество — процесс вынужденный. Не нужно воображать, что творчество — это когда на все наплевать, можно летать на крыльях и делать что хочешь. Творчество возникает из того, что вы встречаетесь с задачей, для которой у вас нет готовых средств решения, а вы должны найти такое решение. Это и есть творческая задача. Не нужно думать, что вот, столкнулся с задачей, все отбросил и начал творить. Это обывательское понимание творчества.
Творчество — это решение задачи, превосходящей наши наличные возможности. Конечно, сначала нужно пробовать решить задачу с помощью всех средств, которыми вы уже располагаете. Зачем же каждый раз выдумывать велосипед? А если имеющихся средств решения недостаточно, тогда нужно искать новые средства, тогда нужно творчество. Творчество — процесс вынужденный, а не произвольный.
|
|
Третье — психологически ситуации творчества во всех случаях одинаковые. Вот поэтому для психологии творчества имеет равное значение решение таких задач в технике, в науке, в искусстве, так как всюду мы находим психологически одинаковую ситуацию: творчество имеет место там, где человеку нужно решить какую-то новую задачу. Почему же это составляет такую трудность? Ведь когда что-то открыто или изобретено, то всем становится даже неловко в том смысле, что как это просто. Но просто только после того, когда уже открыто! А что мешает сделать это открытие?
Одно из важнейших достижений старой психологии мышления состояло в том, что когда мы знакомимся с какой-нибудь задачей, которая потом требует от нас открытия или изобретения, т. е. творческого акта, то оказывается, что мы невольно составляем себе безотчетное представление о том, что нужно искать и где нужно искать. И вот эти безотчетные представления, которые так хорошо назвал немецкий психолог Карл Дункер, — «поисковая область» (т. е. где надо искать решение) и «поисковая модель» (т. е. что надо искать) оказывают удивительно мощное влияние на весь последующий процесс творческого поиска.
ЯП
ЛЕКЦИЯ 20