double arrow

ЛЕКЦИЯ 19. ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. задачу, т. е. он пытается решить новую задачу как одну из уже известных, и это правильно


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

задачу, т. е. он пытается решить новую задачу как одну из уже известных, и это правильно. Здесь многое зависит от самой задачи. Если задача не очень сложная, то в конце концов одна из проб приведет к ее решению. Но если она посерьезней, то большинство проб кончаются неудачно, и тогда наступает тягостная пауза, которая может длиться разное время, даже годы. Вот это время, когда ничего нового не приходит в голову, а решение задачи остается недостигнутым, многие называют временем созревания, или инкубации, идеи.

Четвертая стадия — фаза открытия, внезапного усмотрения решения, озарения, которое большинством рассматривается как неожиданное. Вот! Наконец-то! Но с этого времени, собственно, и начинаются все мучения, потому что появление такого решения — это, конечно, важнейшая часть мыслительного процесса, но дело в том, что, как хорошо выразился крупный математик А. Н. Крылов, озаряющая идея — это 3-5% от всего открытия, а потом начинаются муки проведения этой идеи в жизнь. Это означает необходимость решения целого ряда вторичных задач, иногда чрезвычайно трудных, без которых основная идея не может быть воплощена. Но все-таки они идут уже под знаком этой идеи, все они представляются как нечто производное, вторичное, хотя без них, конечно, идея не реализуется.

Пятая стадия — фаза проверки В отношении теоретических идей эта проверка заключается в следующем. Дело в том, что решению основной задачи, на первый взгляд, может соответствовать целый ряд гипотез Среди них имеется та, которая вас озарила, но есть и другие Нужно найти такой факт или такое теоретическое положение, которые бы говорили в пользу одной из этих гипотез Это так называемый оселок, на котором гипотеза должна себя показать. Значит, нужно найти такое обстоятельство, которое бы решалось с помощью этой гипотезы и не решалось бы с помощью других, которые, на первый взгляд, одинаково возможны. Значит, нужно найти такой критический объект. Это очень трудная задача, так как иной раз этот объект сам по себе может быть не очень значительным, но он именно такой, который позволяет выбрать одну из многих на первый взгляд одинаково возможных гипотез Если такой объект найден, далее следует проверка идеи на этом объекте и окончательное утверждение новой идеи.

ETiTI


ETilil

Можно вспомнить, что когда была впервые выдвинута теория относительности, то долгое время на нее смотрели как на чисто умственное, маловероятное построение, так как уж слишком она опрокидывала многие обычные представления и, казалось, что можно обойтись без нее. Но был один момент, который позволил все решить в ее пользу: согласно теории относительности световой луч, проходя мимо бодьших небесных тел, испытывает притяжение и потому должен изгибаться, отклоняться от своего прямого пути, а раньше считалось, что ход луча — это идеальная прямая. Получалось так, что если луч идет от Солнца к Земле, то по прямой бы он должен прийти в одну точку, а согласно теории относительности он должен несколько отклониться и попасть в другую точку, т. е. согласно теории относительности во время затмения Солнца луч, идущий от него, будет отклоняться от больших тел и попадет на Землю отклоненным. Если считать, что луч не отклоняется, то он должен попасть в точку 1, а если этот луч отклоняется хотя бы немного, то он должен попасть в точку 2. В 1916 году англичане послали экспедицию в Тихий океан для проверки этой гипотезы, так как по традиционной теории полное затмение должно было наступить в точке 1, а по теории относительности — в точке 2. Было важно установить, где же в самом деле наступит момент полного затмения. Тогда и было впервые экспериментально доказано, что права теория относительности: правильным оказалось исчисление, сделанное по ней.

Теперь остановимся на одном характерном моменте. Если мы имеем обычные условия, или, скажем, задачу на тот или другой тип решения, то подыскивается нужный тип решения и задача решается по этому тигу. Ну а если ни один из известных типов не пригоден, что тогда? Тогда задача впервые становится творческой. Тут нужно прежде всего указать на очень важные ее характеристики, о которых забывают, когда говорят о творческих задачах. Во-первых, творческая задача всегда относительна, т. е. она относительна наличным возможностям ее решения данным человеком. Это очень важное обстоятельство, потому что оно говорит о том, что творческие задачи доступны вовсе не только тем людям, которые стоят на вершине науки, они доступны всем людям, даже маленьким детям.

Поскольку решению творческих задач надо учить, то надо помнить, что учить этому можно с самого раннего детства, не


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: