Лекция 23. Психология сновидений


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Вот, например, до последнего времени считалось, что нуль — это ничего. Ну, например, пустой класс, никого нет, нуль студентов. Но понятие нуля как ничего делало невозможным решение вопроса: что означают отрицательные числа? Ведь отрицательные числа — это то, что меньше, чем ничего, но как же может быть меньше, чем ничего? Когда ничего нет, так что же там еще меньше? И в такой тупик заходили многие крупнейшие математики. Вот такая задача может отклоняться, но она не может исчезнуть до тех пор, пока не разрешится! И ее решили, и стали считать, что нуль — это не «ничего», а начало отсчета.

Может возникнуть и такой вопрос: почему в сновидениях все представляется в таком причудливом виде? Туг надо сказать, что во сне не всегда что-то происходит в причудливом виде, но часто.

Здесь играют роль два фактора. Во-первых, почти во всех сновидениях имеет место переход от метафорических обиходных выражений к их буквальному картинному воплощению. Взять хотя бы разобранное нами первое сновидение, когда мальчика кусает собака. У него сразу возникает опасение, что его поразит бешенство. Это совершенно прозрачная вещь, потому что ему неоднократно повторяли это обиходное выражение: что ты ведешь себя, как бешеный? Это — метафора. Когда вы слышите это, то понимаете, что это говорится в переносном смысле. А во сне мальчик видит, что его действительно догоняет бешеная собака, и кусает его, и ему грозит бешенство, — т. е. то, что выступает в обычной речи как метафорическое выражение, в сновидении превращается в обычную картину. Конечно, увиденное во сне нами не узнается, так как наяву мы ничего подобного не видим. Вот, например, как случилось это в одном сновидении.

У человека возникло очень нежелательное обстоятельство, и он долго анализирует и свое поведение, и обстановку. И думает, что у него и так немало всяких сложностей, а здесь еще и это, прямо ну ни к селу ни к городу. И вот во сне ему видится, будто он идет по руслу очень глубокой реки. Ему трудно идти. И вдруг он видит, что над головой у него, над рекой, висит огромных размеров, какие можно увидеть только во сне, колокол. А по берегам реки с одной стороны раскинулся город, а с другой — село. И вот громадный язык этого колокола качается над рекой с одной стороны в другую — то к селу, то к городу. И вроде и звон есть такой «ни к селу ник городу».


Ела

Вот это первый источник странности сновидения. Это то, что сновидение часто представляет собой не что иное, как буквальную картину метафорических оборотов языка, которым мы обычно пользуемся. И одним из приемов раскрытия смысла сновидений является попытка понять иносказательный язык, т. е. понять картину сновидения как необычное выражение какого-то метафорического оборота обычной речи.

Второй прием заключается вот в чем. Сновидение подбирает для выражения нерешенной проблемы картины из широкого диапазона личного опыта. При этом очень интересно, что нечто закрытое для произвольной памяти человека вполне открыто для сновидений, т. е., например, есть период естественного беспамятства раннего детства — это период до 3 лет. Почти ничего из этого периода мы не помним, а сновидение очень легко заимствует картины из этого давно забытого раннего детства. Сновидение не заботится о том, откуда оно заимствует свои картины. То ли из забытого детства, то ли из книжек, которые вы читали и давно забыли. Признак подбора картин один — не по признаку предметной связанности, а по признаку идентичного эмоционального радикала, т. е. любая проблема, которая человека тревожит, всегда имеет определенный эмоциональный тон. И сновидение может привлечь в свою картину любую ситуацию из вами виденного, слышанного, даже из того, о чем вы читали, лишь бы она соответствовала по эмоциональному тону этой проблеме. Пусть это будут совершенно несвязанные вещи, но они не связаны по предметному содержанию, о чем мы думаем уже после пробуждения, а для сновидения это неважно. В сновидении все подобрано по общему эмоциональному радикалу Для сновидения совершенно неважна предметная связность картин.

Ну и, наконец, почему так часто и много выступает картинность в сновидении? Для этого есть важное физиологическое обоснование. Оно заключается в том, что сновидение вообще происходит при неполном сне. Поэтому, когда спрашивают, полезно или неполезно иметь сновидения, ответ не может быть однозначным. Само по себе сновидение свидетельствует о том, что сон неполный, а поэтому сновидение означает и недостаточный отдых. Лучше спать без снов, но это от нас не зависит. Если у вас есть неразрешенные проблемы, то вы не только будете видеть сны, но и должны их видеть, так как в сновидении завершается та работа,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: