Лекция 23. Психология сновидений. Которая иначе будет незавершенной


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

которая иначе будет незавершенной. Если человеку не давать видеть сны, не давать находиться в таком промежуточном состоянии, это может привести к тяжелым последствиям. В этих промежуточных состояниях сознания имеет место положение, которое Павлов называл обратными соотношениями между наглядной и словесной стороной. Обычно в бодрствующей жизни над нами доминирует словесная картина вещей. Даже когда мы имеем дело с чисто образно воспринимаемыми вещами, то они все-таки преломляются через определенную систему понятий. А в сновидении получается наоборот: начинает доминировать первая сигнальная система, эта область чувственного восприятия, а вторая сигнальная система, т. е. речевое сознание, отходит на задний план, хотя и не исчезает полностью. Это обстоятельство подтверждается еще вот каким положением: человек — очень сложный организм, и он нуждается в отдыхе.

Получается, что есть две формы жизни живого организма. Одна форма — его отношения со внешней средой. Другая форма — это его внутреннее хозяйство. Обычно эти две формы находятся в определенном соотношении. В бодрствующем состоянии внутреннее хозяйство ставится на службу внешнему поведению, так как оно ответственно за обеспечение нормальной жизни, от него зависит добывание средств к существованию. Поэтому внутренняя жизнь организма ставится на службу внешнему поведению. Но сама по себе такая работа ведет к накоплению в организме ненужных шлаков. И настает момент, когда организм должен подумать и о своем внутреннем хозяйстве Вот это и есть переключение на сон, т е. сон — необходимый период жизни человека Во время сна мы отключаемся от внешней активности Сознание, обслуживающее эту внешнюю активность, тоже должно бы выключиться, а главное внимание должно быть сосредоточено на внутренних делах. То есть сон — это не просто состояние покоя, а, наоборот, период очень бурной деятельности по освобождению от шлаков и восстановлению нормального состояния рабочих органов. И вот это переключение с внешней жизни на внутреннюю тоже имеет значение в том, что теряет свое доминирующее, определяющее значение логика вещей, с которыми мы обычно действуем, и на передний план выступает логика не осознанных нами задач, которые продолжают нас беспокоить в сновидениях

ЕПЛ


Всё это ведет к тому, что образная картина, которая складывается в сновидении, чаще всего носит для нашего бодрствующего сознания странный, разорванный, нестройный характер. Но есть целый ряд сновидений, в которых и предметное содержание совершенно рациональное, т. е. предметное осмысленно связано. Это как раз формы решения творческих задач во сне. В этих случаях само сновидение дает ответ на поставленную! творческую задачу. Есть очень большой набор таких примеров. Вот один из них: знаменитому скрипачу Паганини была дана задача написать произведение и сыграть его на одной струне. Он очень долго думал, ничего не надумал, решил, что это дьявольская задача, и лег спать. И тут ему приснился дьявол и сыграл ему сонату на «одной струне. Паганини, проснувшись, тут же записал эту сонату и так и назвал ее «Соната дьявола».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: