Психология памяти

Теперь перейдем к другой теме — поговорим о памяти. Что считать памятью? Здесь на сегодняшний день существует два крайних мнения. Первое заключается в том, что память считается способностью мозга воспринимать, сохранять и оживлять следы различных впечатлений и воздействий.1 Один физиолог в конце XX столетия дал такую формулировку: память есть всеобщая функция организованной материи. Не обязательно даже живой, а просто организованной материи. Это одно мнение. Второе мнение считает память способностью воспроизводить' об^разы прошлого с более или менее ясным знаком этого прошлого. Вот это и есть два крайних мнения, которые в том или ином виде живы до сих пор. И нам очень важно понять, в чем заключается недостаток каждой из этих теорий.

Итак, память как способность получать, сохранять и оживлять следы всех впечатлений. Несомненное зерно истины здесь заключается в том, что способность сохранять следы — это обязательное, непременное условие памяти. Но способность — это еще не память. Во-первых, такая способность присуща даже неживой материи: например, след, который оставляет телега, проезжая колесами по влажной земле. В основе такого представления о памяти лежит предположение, что память как психическая способность заложена в самой материи. Только при способности запоминания материя может что-то порождать. А иначе это рассеянная субстанция и ничего больше Значит, нечто психическое лежит в основе самой материальной жизни. Ну вы, конечно, понимаете, как далеко это лежит от того, что мы понимаем под памятью. Но, с другой стороны, если мы понимаем память как образ прошлого с более или менее ясным знаком этого образа, то это специфически человеческая память. Отсюда следует, что животное не может обладать такой памятью. Однако это не так. Значит, необходимо определить, что же такое память, что именно мы сделаем предметом психологического исследования памяти.

Очень важно заметить, что способность получать, сохранять и воспроизводить следы — это только предпосылка памяти, но еще не сама память. Это, я бы сказал, скорее способность что-то учить, что-

ЛЕКЦИЯ 24. ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: