При построении векторных диаграмм, а в дальнейшем и при расчете характеристик синхронных машин необходимо знать параметры обмотки статора.
Активное сопротивление обмотки статора, Ом,
, (10.95)
где
— удельное сопротивление проводника обмотки;
— сечение эффективного проводника, м2;
— средняя длина витка обмотки статора;
— число параллельных ветвей.
Длину лобовой части
определяют при жестких секциях по (9.139), а для всыпных обмоток — по (9.136).
Активное сопротивление фазы в относительных единицах
. (10.96)
Индуктивное сопротивление рассеяния фазы статора
обусловлено полями рассеяния пазовой и лобовой частей обмотки, а также высшими гармониками поля в воздушном зазоре (дифференциальное рассеяние) и определяется по следующей формуле:
, (10.97)
где
— коэффициенты удельной (на единицу длины) проводимости пазового, лобового и дифференциального рассеяния.
Коэффициент удельной проводимости паза
состоит из двух составляющих: пропорциональной проводимости между стенками паза
и проводимости по коронкам зубцов
:
, (10.98)
где
в зависимости от конфигурации паза определяют по табл. 9.26;
, (10.99)
где
— зубцовое деление статора;
— ширина шлица паза (при открытых пазах
);
— коэффициент полюсного перекрытия (из § 10.9);
— по (9.156);
— по рис. 10.26 в зависимости от отношения
.

Рис. 10.26. Зависимость
от отношения 
При больших отношениях
проводимость
становится отрицательной, что приводит к уменьшению
. Это уменьшение связано с искривлением силовых линий поля рассеяния вблизи воздушного зазора по сравнению с прямолинейным законом их распределения, как это было принято при выводе формулы для
.
Коэффициент проводимости лобового рассеяния определяют по (9.159).
Коэффициент проводимости дифференциального рассеяния приближенно определяют по формуле
. (10.100)
Индуктивное сопротивление рассеяния в относительных единицах
. (10.101)
Ненасыщенное значение индуктивного сопротивления продольной реакции якоря в относительных единицах
, (10.102)
где
— МДС статора при номинальном токе по (10.90);
— магнитное напряжение воздушного зазора при
;
— по рис. 10.24;
—коэффициент, учитывающий влияние магнитных напряжений стали и зазора между полюсом и ярмом для ненасыщенной машины; он может быть найден из расчета магнитной цепи для точки, соответствующей
.
Ненасыщенное значение индуктивного сопротивления поперечной реакции якоря в относительных единицах
. (10.103)
Коэффициент
определяют по рис. 10.23;
— коэффициент воздушного зазора — по (10.66).
Синхронное индуктивное сопротивление по продольной оси
. (10.104)
Синхронное индуктивное сопротивление по поперечной оси
. (10.105)






