Кочюнас Р.-А. Б. [1999, с. 227 - 233], проанализировав зарубежную литературу, сформулировал следующие принципы этичного поведения в психологическом консультировании:
1. Консультант ответственен в своей работе:
O Перед своим клиентом.
O Перед членами семьи клиента.
O Перед организацией, в которой он работает.
O Вообще перед общественностью.
O Перед своей профессией.
2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
O Об основных целях консультирования.
O О своей квалификации.
O Об оплате за консультирование.
O О приблизительной продолжительности консультирования.
O О целесообразности консультирования в данной ситуации.
O О риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования.
O О границах конфиденциальности.
Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видео записи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается.
|
|
Правила конфиденциальности:
1. Информацию о клиенте можно использовать только в профессиональных целях. Информация эта должна использоваться только для блага клиента.
2. Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вред интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной или преподавательской деятельности. Они не попадают под правило конфиденциальности.
3. Ориентируясь на право клиента на доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц.
4. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.
5. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.
Кочюнас Р.-А. Б. [1999] приводит примерный список обстоятельств, при которых требование конфиденциальности может быть нарушено:
1. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершаемые над несовершеннолетними.
2. Необходимость госпитализации клиента.
3. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.
4. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.
Выяснив в процессе консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан:
O Принять меры для защиты потенциальной жертвы или жертв.
O Проинформировать об опасности ее саму (или их).
O Родителей или близких этого человека.
O Правоохранительные органы.
Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.