double arrow

Деятельность древнерусских князей


Направления внешней политики киевских князей.

-южное – отношения с Византией;

-восточное – отношения с Хазарией и кочевниками-печенегами;

-западное – отношения со странами Западной Европы;

-северное – отношения с варягами Скандинавии.

Рюрик. По­сле смерти в 860 г. старейшины Гостомысла князем новгород­ским 17 лет являлся кóнунг Рюрик (862879 гг.). Он построил резиденцию – город-замок Лá­догу и, возможно, основал г. Великий Новгород (по-скандинавски Хольмгард). Внук Гостомысла Вадим Храбрый восстал против Рюрика, но был убит в 864 г. Братья Синеус и Трувор умерли спустя два года после приезда на Русь.

Олег (879–912 гг.)После смерти Рюрика 33 года княжил его родственник (или воевода) варяг Олег (Хельг, † 912). Олег совершил несколько победоносных военных походов. Война давала богатство и славу князю и дружине, а также трофеи – оружие, скот и рабов (главный предмет русского экспорта того времени). В 882г. Олег обманом захватил Киев, убив князей Аскольда и Дира. Он сказал о Киеве: «Да будет это мать горо­дам русским». Таким образом, Олег создал единое Древнерусское государство, объединив новгородско-варяжскую Русь с полянским Киевом. Окружение Олега, судя по именам, состояло из варягов: Инегельд, Фарлоф, Карлы, Веремуд, Рудав и др.

В начале Х в. в Древнерусское государство входили славянские пле­мен­ные союзы: словене, кривичи, поляне, севе­ряне, радимичи, древ­ляне, вя­тичи, белые хорваты, дулебы, тиверцы, а также фи́нно-угорские племена меря, весь и чудь. Олег совершил единственный в русской истории по-настоящему победоносный поход на Визан­тию в 907 г. Греки замк­нули цепью бухту Золотой Рог – гавань Констан­тинополя (Царьграда). Согласно летописи, русичи поставили ладьи на колёса, подняли паруса и подкатили корабли к крепостным стенам. Император Византии Лев VI уплатил дань и заключил с Олегом торговый договор (первый памятник русской письмен­ности). Текст договора сохра­нился в ПВЛ. Русские купцы получили право торговать беспошлинно в Константинополе. Империя обяза­лась содер­жать их за счёт казны. В 911 г. условия договора были до­полнены обязательствами сторон оказывать помощь при кораблекруше­ниях, выдавать беглых. Допускалась воз­можность найма русских воинов на службу в Византию. В знак заключения мира Олег повесил свой щит на воротах Константинополя.

Олег, прозванный «Ве­щим», по легенде, погиб от укуса змеи, выползшей из черепа его умершего коня.

Игорь (912–945 гг.).Игорь († 945), по мнению историков, являлся сыном Рюрика. В летописях его называют Старым (то есть старейшим, первым из князей с таким именем). В 941 и 944 гг. он совершил два по­хода на Византию. Войны того времени отличались жестокостью. По словам византийского летописца, в 941 г. «много злодеяний совершили росы: предали огню побережье, а из пленных одних распинали на кресте, других вколачивали в землю, третьих ставили мишенями и расстреливали из луков. Пленным же из священнического сословия они связали за спиной руки и вгоняли им в головы железные гвозди. Немало они сожгли и святых храмов». В первом походе русский флот был сожжён визан­тийцами с помощью «греческого огня» (горючей смеси из смолы, нефти и серы). После второго похода по новому договору византийцы заплатили контрибуцию, но беспошлинная торговля была отменена.




Древляне отказались от участия в походе. Игорь решил наказать их сбором большой дани. (Размер дани ещё не был фиксированным). Князю показалась недостаточной собранная дань, и он, проявив жадность, вернулся для её по­вторного сбора. Возмущённые древ­ляне на вече решили: «Когда пова­дится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не убить его». В 945 г. древляне во главе с правителем Мáлом († 946) убили Игоря изувер­ским ритуальным спо­собом: привязали князя к верхушкам согнутых к земле деревь­ев. Стволы, распрямившись, разорвали Игоря надвое.

Ольга (945–957 гг.). В период малолет­ства Свя­тослава – сына Игоря и Ольги – Русью правила вдова Игоря княгиня Ольга († 969). По легенде она была родом из Пскова. Ольга, будучи вдовой погибшего князя, выступила главной носительницей власти и гарантом сохранения Киевского государства. В 946 г. княгиня жестоко отом­стила древ­лянам. Она уничтожила две делегации древлян­ских послов (одну закопала в землю, вторую сожгла в бане). Затем Ольга с воеводами-варягами Свенельдом и Асмудом совершила кара­тельный поход в Древлянскую землю. Летопись расска­зывает, что бой ритуально начал трёхлетний сын Ольги Святослав, метнув копьё в сторону врага. Древляне были разбиты и укрылись в г. Ис­кóростень. Ольга сожгла Ис­кóростень при помощи птиц, попросив «от двора по три голубя и по три воробья». «Ольга повелела к каждому голубю и воробью привязывать трут». Ольга ус­тановила «уроки» (фиксированный раз­мер дани) и «погосты» (места сбора дани). Погост – языческое святилище и место торга, «гость» – купец. Таким образом, дань-полюдье стала фиксирован­ным налогом. Она собиралась теперь не путём объезда, а путём повоза – самостоятель­ного привоза данни­ками на погосты.



В 954955 гг. «архонтисса» (княгиня) Ольга посетила Константинополь. Ольга-язычница («Аз погана есмь» так она обратилась к императору Константину Багрянороднму (905–959) приняла крещение в Софийском соборе под именем Елена. Крёстным отцом княгини стал император, крестил её патриарх. Став первой христиан­кой своего госу­дарства, Ольга на Руси христианство не ввела. Её сын Святослав отказался от крещения, заявив: «Как же я смогу иную веру принять? А дружина моя сему смеяться начнёт!». Возможно, Ольга намеревалась создать церковную организацию на Руси под патронажем Папы Римского. В 959 г. княгиня послала германскому королю Оттону I просьбу прислать на Русь епископа для проповеди христианства. В 961 г. в Киев прибыл монах из г. Трир Адальберт (910–981), но по причине враждебного отношения к христианству Святослава и его окружения был вынужден бежать, а некоторые из его спутников были убиты.

Святослав (945–972 гг.). Святослав (942/943–972) стал полновластным князем в 957 г. В русскую историю он вошёл не столько как правитель своей земли, сколько как завоеватель чужой. В течение восьми лет с 964 г. до своей гибели в 972 г. Святослав совершил множество военных походов. По словам летописца, князь «легко ходил в походах, как пардус (гепард), и много воевал. В походах же… не имел он шатра, но спал с седлом в головах... и посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас итти» («Иду на вы»). Его внешность описал византийский историк: бритая голова с прядью волос, золотая серьга с крупным рубином, мрачный взгляд, скромная, но чистая одежда, высокое чувство собственного достоинства. Святослав был редким гостем в Киеве. Киевляне его упрекали: «Ты, княже, чужие земли ищешь, а своей пренебрегаешь».

В 964–966 гг. Святослав совершил «Волжский поход», присоединил земли вя­тичей (966 г.) и разгромил Волжскую Булгарию. Затем он фактически уничтожил Ха­зарский каганат, взяв г. Итиль в дельте Волги, г. Тмуторокáнь (Тмутаракань, бывшая греческая колония Таматарха) в Керченском проливе и крепость Саркел (Белая Вéжа) на р. Дон.

Византийский узурпатор, император Ники­фор II Фóка (912–969) подарил Святославу 455 килограммов золота и пред­ложил ему покорить мятежную Дунайскую Болгарию. В 967 г. 60-тысячное войско Святос­лава нанесло поражение болгарскому царю Петру и за­хватило Северную Болгарию. Потрясённый поражением Пётр вскоре умер от эпилептического припадка. Святослав перенёс в г. Переяславец на Дунае свою резиденцию и заявил: «Не любо мне си­деть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли мо­ей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки (дра­гоценные ткани), вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии – серебро и кони, из Руси же – мех и воск, мёд и рабы». Болгары восстали против Святослава и заключили с Ники­фором II Фóкой союз. Святослав потопил в крови сопротивление болгар, посадив на кол многих жителей г. Филиппополя (Пловдива). Супруга Никифора Фоки коварная красавица Феофано совершила дворцовый переворот и убила мужа, приведя в его опочивальню своего любовника Иоанна Цимисхи́я. (На надгробии Никифора Фоки высечены слова: «Ты покорил всё, кроме женщины»). Новый импе­ратор Иоанн I Ци­мисхий нанёс поражение русичам. После поражения под г. Ар­кадиóполем в 970 г. Святослав был осаждён в крепости Доростол (Силистра). Перед битвой он обратился к дружине: «Не по­сра­мим земли русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые сраму не имут! Если же побежим, будет нам срам». В 971г. он заключил мир и покинул Болгарию. В 972г., узнав от византийцев (или от болгар) о возвращении князя «с малой дружиной», печенеги уст­роили засаду на днепровских порогах и убили Святослава. Печенежский хан Куря изготовил из его черепа чашу, окованную золотом. Считалось, что воин­ская доб­лесть вла­дельца черепа перейдёт к тому, кто пьёт из такой чаши.

Владимир (9781015 гг.)После гибели Святослава его сыновья – Ярополк, Олег и Владимир начали усобицы – войны за великокняжеский престол. Владимир (ок. 960/962–1015) княжил в Новгороде и был бастардом – незаконноро­жденным «робичичем», сыном «робы» (рабыни), ключницы княгини Ольги Малуши и считался ниже своих братьев. Вначале Киевом управлял старший брат Ярополк († 978). В 977 г. разгорелась война между Ярополком и его братьями. Олег, отступая в бою с Ярополком у стен г. Овруч, упал в ров и был раздавлен падавшими телами людей и коней. Владимир бежал к я́рлу (правителю) Норвегии Хакону Могучему. Здесь он набрал варяжское войско и вернулся в Новгород. Затем Владимир захватил г. Полоцк, убил княжившего там варяга Рогволода с сыновьями. Его дочь Рогнéду, просватанную прежде за Ярополка, он взял в жёны, изнасиловав на глазах у родителей. В 978 г. Владимир осадил Ярополка в Киеве. Воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы (она родит от Ярополка сына – Святополка Окаянного, убийцу своих сводных братьев). Таким образом, в 17-18-летнем возрасте Владимир с помощью вероломства и братоубийства захватил киевский престол.

Влади­мир I расширил территорию и укрепил обороноспособность Руси. Он воевал с Польшей, присоединил «Червенскую Русь» (Закарпатье), покорил племена ятвягов и радимичей. Главную опасность представляли печенеги – «наиболее жестокие из язычников», «народ с кровожадными глазами» называл их немецкий миссионер Бруно Кверфуртский в XI в. «Многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собой жилища…», так с отвращением описывал печенегов византиец Лев Диакон. Для защиты от набегов печенегов по пограничным рекам Сýле и Десне Владимир по­строил засéки (загражде­ния из поваленных деревьев, валов и рвов).

Первая религиозная реформа980г. («языческая») проявилась в попытке Владимира создать культ шести языческих бо­жеств (Перуна, Даждь-бога, Хорса, Стри­бога, Мо­коши, Семаргла). Главным являлся Пе­рун. Его идол выделялся серебряной головой и золотыми усами. Другие идолы были уничтожены. Но реформа не имела успеха. Племена продолжали поклоняться прежним богам.

Принятие христианства в 988 г. Князь Владимир направил в разные страны по­слов для выбора новой веры. Ислам был отвергнут из-за обряда обрезания и запрета на спиртное (Владимиру приписывают фразу: «Руси есть весе­лие пи́ти: не можем без того бы́ти»). Иудаизм был отвергнут, так как евреи не имели государства и рассея­лись по всей земле. Посланцы князя, вернувшись из Византии, описали красоту церковной службы в Софийском соборе: «…не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле красоты такой». Князь решил принять христианство византий­ского обряда.

Импе­раторы Византии Константин и Ва­силий II попросили помощи против мятежника Варды Фоки, обещая отдать Владимиру в жёны свою сестру – принцессу Анну. Однако после разгрома Фоки византийцы не спе­шили выполнять обеща­ние. Анна не хотела замуж за язычника-«робичича», тем более, у Владимира были языческие жёны и наложницы, а также 10 сыновей от них. В ответ Вла­димир осадил византийский г. Кóрсунь (Херсонéс) в Крыму. Согласно летописи, «корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идёт она по трубам из колодцев…». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это, – сам крещусь!»… Люди изнемогли от жажды и сдались». Анна стала женой Владимира. Князь и дружина крестились в Корсуне. Христианство досталось Владимиру силой, в качестве своего рода «военного трофея».

Крещение очень изменило Владимира. До этого он отличался непомерным сластолюбием. По словам летописца, князь был «побеждён похотью женскою» и «ненасытен в блуде, приводя к себе замужних жён и девиц растлевая». Владимир имел пять жён и сотни наложниц в разных городах. После крещения он стал добродетельным человеком. Церковь канонизировала Владимира – причислила к лику святых, объявив его равноапостольным (равным христианским апостолам).

Крещение Руси носило насильственный характер. Владимир послал по Киеву вестников со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт против меня»... Владимир крестил народ в притоке Днепра р. По­чáйне. Князь приказал сокрушить идолов в Киеве: «Перуна повелел привязать к хвосту коня... Когда влекли Перуна к Днепру, люди оплакивали его». Народ сопротивлялся крещению. Епископ Иоаким Корсунянин и воеводы Добрыня и Путята жес­токо внедряли хри­стианство в Новгороде: «Добрыня крестил мечом, а Путята – огнём». На Северо-Востоке Руси христиан­изация заверши­лась лишь к концу XI в. Многие языческие верования во­шли в христианский канон, а языческие боги были отождеств­лены с хри­стианскими свя­тыми (Перун – с Ильёй-пророком, Велес – со св. Власием, Мокошь – с Параскевой-Пятницей). Праздник Купалы пре­вратился в день св. Иоанна Крестителя. Масленич­ные блины напоми­нают о языческом поклоне­нии Солнцу. Долго сохра­нялось двоеверие как исто­рико-культурный феномен Руси.Народ продолжал верить в леших, домовых, русалок.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: