Шрила Гурудэв был погружён во Враджа-прему и манджари-бхаву, но часто говорил нам: «Станьте, как Прахлада Махарадж!» Почему? Потому что, имея преданность Прахлады Махараджа, очень легко практиковать садхана-бхакти и возвыситься до бхава-бхакти и према-бхакти. Беспрецедентной особенностью милости Шри Кришны и Его шакти, проявлением которой является Шри Экадаши-дэви, является то, что состояние ума и характер мыслей не являются условием соблюдения Экадаши-враты и обетов, посвящённых дням явления Шри Вишну-таттвы. О чём бы постороннем или даже низменном ни думал человек, совершающий нирджал и суточное бодрствование в эти дни, это не повлияет на результат – он получит милость Шри Экадаши-дэви, матери бхакти, и милость Кришны! Таково Их безграничное великодушие! Но выдвинутые Ими условия – нирджал и бодрствование – должны быть соблюдены. Если этого нет – ничто другое не поможет, а если есть – Святое Имя и Кришна-катха вознесут садхаку за пределы Вайкунтхи!
«В Экадаши каждый должен придерживаться правил и предписаний, ибо Экадаши разрушают все грехи и возносят в духовную обитель!» – говорит Кришна. – «Тот, кто строго соблюдает Экадаши, становится очень дорог Мне. Он всячески почитаем Мной! О Арджуна! Если человек строго соблюдает Экадаши, я убью всех его врагов и дарую ему высшую обитель!» («Бхавишья-уттара-пурана»).
Шрила Гурудэв объяснил, какую именно обитель имеет в виду Кришна.
Иногда доводится слышать, что преданные, соблюдающие нирджал, могут возгордиться. Можно не беспокоиться на этот счёт: даже если они, на самом деле, возгордятся, это не уменьшит количество обретаемой ими милости. Но поскольку эта практика, помимо наделения преданностью, является также и освобождающей от всех грехов, как только что об этом заявил Сам Кришна, гордость того, кто ей следует, исчезает вместе с другими пороками. А вот тем, кто этой практике не следует, стоит призадуматься: при выполнении других составляющих бхакти, включая воспевание Святого Имени, анартха гордости проявляет себя не в меньшей степени, чем при соблюдении Экадаши, но в этом случае чистота помыслов имеет решающее значение! Если при соблюдении Экадаши гордость не препятствует обретению милости и очищению от всех пороков, то другие анги бхакти она превращает в «омовение в струе ослиной мочи» и нама-апарадху, котораяможет аннулировать все духовные достижения! И тогда никаких условий для освобождения от гордости и других проявлений ложного эго уже не остаётся!
Нужно отдать должное тому уникальному положению, которое занимают посты в Экадаши и дни явления Шри Вишну-таттвы среди других анг бхакти отсутствием даже теоретической возможности совершить апарадху при фантастических по масштабу благословениях! Это чудо, а не посты! «Только вкусом Святого Имени утоляют свою жажду в Экадаши благочестивые вайшнавы!» – говорит нам Шри Чайтанья Махапрабху, вдохновляя нас не пропустить это чудо. – «Нама-бхаджан и Экадаши-врата – это вечная единая таттва!» Ниже мы подробно разберём эти слова Махапрабху, приведённые Джагаданандой Пандитом в «Према-виварте», а сейчас, имея их поддержку, сделаем вывод: возвыситься до уровня шуддха-бхакти и шуддха-намы без практики соблюдения Экадаши и дней явления Шри Вишну-таттвы, что подразумевает, не есть, не пить, не спать, погружаясь в Наму и Кришна-катху, – невозможно!