double arrow

Милость Шри Нрисимха-дэва


Итак, демагогический туман утверждения, будто в Экадаши «лучше принять прасад и воспевать Харинаму», рассеян! Эта фраза явила свой подлинный, разоблачённый свидетельством шастр и выводами ачарьев, вид: «принять прасад и воспевать Харинаму» означает «повторять нама-апарадху и никогда не обрести Кришна-прему!». Таков смысл первой половины каламбура. Теперь на примере жизни падшего брахмана Васудэвы выясним, насколько это «лучше», чем «держать нирджал и думать о еде».

Объясняя Прахладе Махараджу причину его беспрецедентной преданности, Шри Нрисимха-дэв в «Нрисимха-пуране», цитируемой в «Хари-бхакти-виласе», рассказывает ему о его предшествующей жизни:

«В предыдущей кальпе ты был брахманом по имени Васудэва. Ты оставил изучение Писаний и привязался к проститутке. В том рождении у тебя не было никаких благочестивых заслуг, кроме соблюдения Моей враты – столь страстно ты жаждал общения с этой блудницей. Но благодаря выполнению Моей враты в тебе возникла великая преданность Мне» (14.421,422).

Прахлада Махарадж удивился и спросил Нрисимха-дэва:

«Каким образом, привязанный к блуднице, я смог выполнить этот обет?» (14.423)

Шри Нрисимха ответил:

«Увлечённый этой женщиной, ты пил хмельные напитки, постоянно грешил и даже стал жить в её доме. Однажды в этом доме между вами произошла грандиозная ссора! Потрясённый этой ссорой, ты не мог ничего есть в тот день, и этим, не подозревая того, выполнил лучший из всех обетов – Мою врату! Из-за ссоры ты также не спал всю ночь. С блудницей произошло всё то же самое, что и с тобой: в ночном бдении её тело очистилось. Так неосознанно силой Моей враты вы оба обрели огромный запас благочестия!» (14.429-433).

Это иллюстрация неподдающейся осмыслению ценности нирджала и бодрствования в Хари-васар. Далее, перечислив великие свершения, осуществлённые благодаря могуществу враты Нрисимха-чатурдаши, и великих личностей, соблюдавших её в прошлом, Нрисимха-дэв сказал:

«Даже та блудница стала дорога Мне, и она насладилась счастьем всех трёх миров! Для скверных, распущенных девиц проявлена эта врата; она же породила в тебе величайшую преданность Мне, о Прахлад! Та блудница родилась апсарой на Сварге и, насытив свою страсть множеством божественных наслаждений, вошла, как и ты, в Меня» (14.437-439).

Это означает, что сукрити, обретённого за одни сутки нечаянного нирджала и бдения в Нрисимха-чатурдаши, грешнику Васудэве и его возлюбленной блуднице хватило, чтобы отправиться на Вайкунтху, в обитель Шри Нрисимха-дэва. Этого сукрити было даже больше, чем необходимо, чтобы отправиться на Вайкунтху, потому что тот, кто был падшим брахманом Васудэвой, уже из обители Нрисимха-дэва, будучи безраздельным преданным Бхагавана, явился в этот мир, чтобы принять участие в Его играх как Прахлада Махарадж:




«Теперь с определённой целью ты изошёл из Моего тела и, исполнив всё то, что от тебя требуется, вскоре вновь вернёшься в Меня» (14.440).

Итак, в результате ссоры, которая произошла между Васудэвой и блудницей, оба они не могли ни есть, ни пить, ни спать целые сутки, которые нежданно-негаданно оказались благословенным днём явления Господа Нрисимха-дэва – Нрисимха-чатурдаши! Васудэва не думал о Господе, не возносил Ему молитвы, не поклонялся Ему и не воспевал Святые Имена, как это делают бхакты Нрисимха-дэва всю свою жизнь и, особенно, в Нрисимха-чатурдаши, с утра наполняя Его храмы. Но Васудэва даже не знал, что это за день! Хуже того: он проклинал этот день, проклинал эту женщину и самого себя, проклинал их ссору и свою неудачу разлуки с ней, и так, страдая, незаметно для самого себя продержал нирджал и прободрствовал весь день и всю ночь Нрисимха-чатурдаши, как и его распутная возлюбленная. Эта нечаянная аскеза двух грешников удовлетворила Шри Нрисимха-дэва больше, чем поклонение Его преданных, возносящих Ему хвалу, поющих и танцующих ради Его удовольствия весь этот день перед Его мурти в своих домах и храмах. Почему? Почему Нрисимха-дэв наделил фантастической преданностью и дал милость родиться как Прахлада Махарадж, чтобы принять участие в Его проявленных на Земле играх, не Своим бхактам, воспевающим Его Святые Имена, а грешнику Васудэве, который был поглощён мыслями о проститутке?



Кто-то называет причиной заброшенный в лесу храм Нрисимха-дэва, в котором (якобы или на самом деле) оказались Васудэва и его спутница жизни в тот день, спасаясь от дождя и ночи. Это несерьёзный аргумент. Во-первых, сам Нрисимха-дэв не упоминает такой причины проявления Своей милости, а кто лучше Него может знать кому и за что Он её даёт? А во-вторых, множество преданных Нрисимха-дэва не случайно оказываются, а живут день за днём и год за годом как монахи в Его храмах, причём, не заброшенных, а действующих, поклоняясь в них Нрисимха-дэву с утра до вечера дандаватами, пуджами, ягьями, кавачами, мантрами…. Эти бхакты не покидают пределов своих храмов во все Нрисимха-чатурдаши своей жизни! Если причиной милости Нрисимха-дэва является пребывание в храме в день Его явления, почему не они обрели эту милость, а чета грешников, чью память, помутнённую чувственными наслаждениями и алкоголем, не освещала даже одинокая искра воспоминаний о Господе? Почему не Своих бхакт, предавшихся Ему и Его храмам всей душой и телом одарил Нрисимха-дэв вершиной преданности и славой Прахлады Махараджа, а брахмана Васудэву, падшего до сожительства с проституткой и грешившего с ней всю свою жизнь! Причём, как до посещения заброшенного в лесу храма, так и после этого! (Помирившись в храме, Васудэва и его очаровательная блудница с восходом солнца следующего дня вернулись к привычным для себя занятиям и были поглощены ими до конца своих дней!). Как же так? Почему погрязшему в грехах Васудэве и его игривой спутнице случайное посещение заброшенного храма сделало доступным то, что остаётся недосягаемым для искренних и устремлённых преданных, посвятивших себя храмовой жизни?

Ответ простой: потому что, проводя поклонение Шри Нрисимха-дэву в Нрисимха-чатурдаши, эти преданные, хотя и возносят Ему молитвы в Его храме, и прославляют Его, воспевая Святые Имена, но считают необязательным для себя держать нирджал и бодрствовать в эти сутки, как ожидает это Нрисимха-дэв от соблюдающих Его врату и как это предписывает «Хари-бхакти-виласа»:

«В благословенный день нисхождения Господа Нрисимхи надлежит вдохновенно соблюдать пост, а вечером провести поклонение Шри Вишну» (14.457).

«Ночью надлежит бодрствовать, громко петь под аккомпанемент музыкальных инструментов, танцевать, читать “Пураны” и слушать повествования обо Мне или поведанные Мной» (14.483).

«На рассвете пурнимы надлежит без лени совершить омовение и вдохновенно провести поклонение Мне, следуя уже описанному процессу» (14.484).

«Затем, дав дакшину и попрощавшись с брахманами, следует сосредоточиться на Мне и, удерживая это памятование, вместе с друзьями принять прасад» (14.490).

Здесь ясно сказано, что, прославляя Господа в Нрисимха-чатурдаши, надлежит день и ночь поститься и бодрствовать, а прервать пост следует в пурниму после восхода солнца. Однако бхакты Шри Нрисимха-дэва уверены, что эти предписания к ним не относятся, что им достаточно потерпеть аскезу поста лишь до сумерек, а затем можно вкусить праздничный пир и как следует выспаться ночью, переваривая съеденное. Так они и поступают: постятся до сумерек, а с их наступлением принимают долгожданный прасад и отправляются спать, прерывая двумя этими действиями врату и превращая все свои подношения Бхагавану и всё своё воспевание в нама-апарадху.

А падший брахман Васудэва и его вульгарная спутница жизни, разругавшись в пух и прах, своим своевременным нирджалом и бодрствованием неосознанно выполнили главное условие соблюдения враты, предписанной для Экадаши и дней явления Шри Вишну-таттвы! Васудэва при этом был полностью поглощён размышлениями о своей обворожительной блуднице, а она – размышлениями о нём. Однако всемилостивейший Господь видел только исполнение тапасьи, предписанной Им для этого дня всем живым существам, и был исчерпывающе удовлетворён! Он Сам свидетельствует об этом в «Нрисимха-пуране», которую Шрила Санатана Госвами цитирует для нашего блага в «Хари-бхакти-виласе». Но кто-то продолжает думать, что пуджи, ягьи, мантры и пребывание в храме более эффективны в Экадаши, Джанмаштами, Нрисимха-чатурдаши и другие дни явления Шри Вишну-таттвы, чем нирджал и ночное бдение.

Делаем вывод: если кто-то соблюдает нирджал и бодрствует в Экадаши, но думает о посторонних вещах (например, о еде), это не помешает ему обрести преданность, подобную преданности Прахлады Махараджа, потому что держать нирджал и думать о еде не хуже, чем держать нирджал и думать о проститутке.

Можно услышать, что преданность Прахлады Махараджа является следствием садху-санги с Нарадой Муни. Внешне это выглядит именно так: в семье великого демона рождается мальчик с врождённой преданностью Бхагавану, и вся слава чудотворного проявления этой преданности достаётся садху-санге, потому что, будучи в утробе своей матери, этот мальчик 60 тысяч лет внимал наставлениям Шри Нарады Муни. Однако возникает вопрос: если это так и преданность Прахлады Махараджа является следствием садху-санги, почему его мать, Каядху, всё это время находящаяся в той же самой садху-санге, что и её сын, не обрела подобной преданности? «Нрисимха-пурана» и «Хари-бхакти-виласа» предлагают садху-санге уступить (или, по крайней мере, разделить) свою славу с Нрисимха-чатурдаши: беременная Каядху и её чадо оказались в ашраме Шри Нарады Муни и в садху-санге с ним, спустя кальпу после того, как Васудэва, родившийся впоследствии как Прахлада Махарадж, нечаянно выполнил врату Нрисимха-чатурдаши и обрёл милость Нрисимха-дэва. Значит, эта садху-санга Прахлады Махараджа была не причиной, а следствием милости Нрисимха-дэва, которую получил в предшествующей кальпе брахман Васудэва. Шри Нрисимха-дэв, рассказывая Прахладе Махараду о его прошлой жизни и происхождении его беспрецедентной преданности, ни разу не упомянул имя Нарады, потому что на арене происходящих тогда событий великий мудрец ни разу не появился. Финал жизни брахмана Васудэвы и его спутницы Нрисимха-дэв описал так:

«Для скверных, распущенных девиц проявлена эта врата; она же породила в тебе величайшую преданность Мне, о Прахлад! Та блудница родилась апсарой на Сварге и, насытив свою страсть множеством божественных наслаждений, вошла, как и ты, в Меня» (14.438-439).

Это означает, что материальное существование Васудэвы и его спутницы завершилось – войдя в Нрисимха-дэва, они достигли своей сварупы, Его обители и, разумеется, преданности Ему, происхождение которой Нрисимха-дэв только что объяснил. Таким образом, приход Прахлады Махараджа в семью демона Хираньякашипу для участия в проявленных играх Нрисимха-дэва был уже из духовного мира, что свидетельствует о наличии определённой преданности. Нрисимха-дэв говорит об этом так:

«Теперь с определённой целью ты изошёл из Моего тела и, исполнив всё то, что от тебя требуется, вскоре вновь вернёшься в Меня» (14.440).

Это значит, что к моменту своей первой встречи с Нарадой Муни, Прахлада Махарадж, находившийся тогда в чреве своей матери, уже был преданным Господа! Шри Нарада сам заявил об этом полубогам, забирая похищенную ими беременную Каядху в свой ашрам: «Вы не сможете убить этого ребёнка: он – великий преданный Господа!». Означает ли это, что утверждение о причастности садху-санги к преданности Прахлады Махараджа является ошибочным? Нет, садху-санга с Нарадой Муни была абсолютно необходима, иначе бы Прахлада Махарадж не обрёл качеств, необходимых для участия в играх Нрисимха-дэва, поэтому Нрисимха-дэв всё устроил. Бхакти не ограничено в своём развитии, а Прахладе Махараджу требовалась особая квалификация: по условиям лилы, с момента рождения он не мог иметь встреч с вайшнавами, чтобы слушать Хари-катху, и, одновременно, должен был быть высококвалифицированным и непоколебимым гьяни-бхактой, способным давать наставления не только школьным друзьям, но даже своему отцу Хираньякашипу. Эту квалификацию он получил от Шри Нарады Муни, а садху-сангу с ним – благодаря соблюдению Нрисимха-чатурдаши в прошлой жизни. Без Нрисимха-чатурдаши садху-санга с Нарадой Муни не могла бы состояться. Также и слушать своего гуру очень внимательно, с огромным желанием, несмотря на неблагоприятные условия пребывания в утробе матери, Прахлада Махарадж мог только благодаря милости Шри Нрисимха-дэва и величайшей преданности Ему, пребывающей в сердце! А вот Каядху, мать Прахлады Махараджа, не соблюдала эту врату, столь дорогую сердцу Шри Нрисимха-дэва, и не получила Его особую милость, поэтому, хотя и пребывала в той же самой садху-санге с Нарадой Муни, что и её сын, не обрела подобной преданность Господу.

Так, анализируя факты и свидетельства шастр, эссе доказывает, что Экадаши и дни явления Шри Вишну-таттвы, празднуемые по принципу Экадаши-враты, являются средством обретения сверхфантастической милости Кришны и преданности Ему!

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7