double arrow

ВХОЖДЕНИЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ

27 мая 1973 года, Бомбей, Индия

Вопросы:

Первый вопрос:

Неявляются ли философские структуры антимедитационными?

Может ли мышление разрешать проблемы?

Имеет ли значение тот объект, на который пристально смотришь?

Могут ли наука и религия согласовываться друг с другом?

Как преодолеть нетерпеливость?

Будьте добры, пролейте несколько больше света по поводу темноты.

Вчера вечером Вы сказали, что философии являются антимедитационными. Но, с другой стороны, Вы соглашае­тесь, что такие восточные философии как тантра, йога и веданта написаны просветленными мудрецами. Почему же тогда эти просветленные мудрецы вложили в них такие сильные структуры философских рассуждений?

Философия это не даршан. Даршан - восточный термин. Даршан означает восприятие, фи-лософия означает рассужде­ния, размышления. Герман Гессе придумал новое слово для пере-вода слова «даршан» на западные языки. Он назвал его «филосия (philosia)» - окончание «sia» происходит от «to see» (видеть).

Философия означает рассуждения, а даршан означает виде­ние. Эти два понятия сущест-венно различны - не просто различны, но и диаметрально противоположны, потому что когда вы рассуждаете, вы не можете видеть. Вы настолько наполнены мыслями, что восприятие ис-кажается, восприятие становится облачным. Когда мышление прекращается, вы ста­новитесь способным видеть. Тогда ваши глаза открыты, они становятся безоблачными. Восприятие слу-чается только тогда, когда прекращается мышление.

Для Сократа, Платона и Аристотеля, для всей западной традиции основой является мыш-ление. Для Канада, Капила, Патанджали, Будды, для всей восточной традиции основой явля-ется восприятие, видение. Поэтому Будда не является философом, вовсе нет; философами не являются ни Патанджа­ли, ни Капил, ни Канад. Они не философы, они осознали истину; они не рассуждали о ней.

Запомните: вы думаете только тогда, когда вы не можете видеть. Если вы можете видеть, не будет никаких поводов для рассуждений. Рассуждения всегда имеют место при невежестве. Рассуждения не являются знанием, потому что когда вы знаете, нет необходимости в рассуж-дениях. Когда вы не знаете, вы заполняете промежуток рассуждением. Рассуждения являются движением ощупью в темноте. Поэтому восточные философии философиями не являются. Ис-пользовать слово «философия» применительно к даршанам абсолютно неправильно. Даршан означает видение, прозрение, осознание, постижение - немед­ленно, непосредственно, без рас-суждений и размышлений.

Рассуждения никогда не могут привести к непознанному. Как они могут привести к нему? Это невозможно. Следует понять сам процесс рассуждений? Когда вы рассуждаете, что вы на самом деле делаете? Вы все время повторяете старые мысли, воспоминания. Если я задам вам вопрос: «Существует ли Бог?», вы можете порассуждать об этом. Что вы будете делать? Вы будете повторять все, что вы слышали, все, что вы читали, все, что вы накопили в себе о Боге. Даже если вы придете к новому выводу, новизна его будет лишь кажущейся, нереальной. Это будет просто комбинация старых мыслей. Вы можете объеди­нить много старых мыслей и создать новую структуру, но эта структура будет только казаться новой, она будет совсем не новой.

Рассуждения никогда не могут привести к какой-либо оригинальной истине. Рассуждения никогда не являются ориги­нальными; они не могут такими быть. Они всегда из прошлого, они старые, они уже известные. Рассуждения не могут прикос­нуться к неизвестному; они все время движутся по кругу уже известного.

Вы не знаете истину, вы не знаете Бога. Что вы можете сделать? Вы можете рассуждать о нем. Вы будете двигаться по кругу, вокруг да около. Вы никогда не придете ни к какому пережи-ванию истины.

Итак, Восток делает акцент не на рассуждениях, а на видении. Вы не можете думать о Бо-ге, но вы можете видеть его. Вы не можете прийти ни к какому выводу относительно Бога, но вы можете осознавать его. Это может стать вашим переживани­ем. Вы не сможете добраться до него с помощью информации, с помощью знаний, с помощью священных писаний, с помо-щью теорий и философий; нет, вы не сможете достигнуть его. Вы сможете достигнуть его толь-ко в том случае, если вы отбросите все знания. Нужно будет отбросить все, что вы слышали, читали и накопили, всю пыль, которую накопил ваш ум, все прошлое. Тогда ваши глаза явля-ются свежими, тогда ваше сознание является безоблачным, тогда вы сможете постичь истину.

Она здесь и сейчас — вы же покрыты облаками. Вам не нужно идти куда-то в другое мес-то, чтобы найти божественное или истину - она здесь. Она непосредственно там, где вы. И так было всегда, - но ваши глаза закрыты, вы покрыты облаками. Так что проблема не в том, чтобы больше размышлять; проблема в том, как прийти к не рассуждающему сознанию. Вот почему я говорю, что медитирование и философствование противополож­ны друг другу. Философия рас-суждает, а медитация приходит к состоянию не рассуждающего сознания. И восточные фило-со­фы не являются, в действительности, философами. На Западе философии существуют; на Востоке есть только религии пони­мания.

Конечно, когда случается Будда, когда случается Патанджали или Канад, когда кто-то при-ходит к осознаванию абсо­лютного, то он делает какие-то утверждения об этом. Эти утвержде-ния отличны от утверждений Аристотеля, от умозак­лючений западных философов. Отличие вот в чем: Канад, Будда сначала пришли к пониманию - понимание было на первом месте - а потом они делали об этом какие-то утверждения. Личный опыт, переживания являются первич-ными, только потом следует выражение их. Аристотель, Гегель или Кант сначала рассуждают, а затем использованием рассуждений, логического аргументирования и диалектики они прихо-дят к конкретным выводам, заключениям. Эти заключения достига­ются посредством рассуж-дений, с помощью ума, а не с помощью медитаций. Затем они делают утверждения, затем они делают высказывания. Источник совершенно другой.

Для Будды высказывания являются только средством об­щения. Он никогда не утверждает, что благодаря этому общению вы постигнете истину. Если вы понимаете Будду, то это совсем не означает, что вы постигли истину; это просто означает, что вы приобрели какие-то знания. Вы должны будете пройти через медитации, через глубокий экстаз, пройти через глубокие за-ле­жи ума, и только тогда вы придете к истине.

Итак, истина достигается через некоторое экзистенциаль­ное переживание. Она экзистен-циальна, она не продукт рассуж­дений. Для того чтобы познать ее и стать ею, вы должны изме-ниться. Если вы будете оставаться тем же самым и все время накапливать информацию, то вы станете великим ученым, философом, но вы никогда не станете просветленным. Вы остане-тесь тем же самым человеком; с вами не произойдет никакой мутации.

Вот почему я говорю, что философия лежит в одном измерении, а медитация в другом - в совершенно противополож­ном, в диаметрально противоположном измерении. Так что не рас-суждайте о жизни; лучше проживайте ее во всей ее глубине. И не рассуждайте о проблемах предельного; лучше войдите в предельное сию же минуту. Предельное не в будущем - оно все-гда здесь, оно безвременно здесь.

Кто-то еще задавал подобный вопрос. Он спрашивал:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: