Развивай чистое внимание

Третья техника: На чем бы ни остановилось твое внимание, в этот самый мо-мент - постигай.

Что? Какое узнавание? В этой технике вы, прежде всего, должны развивать внимание. Вы должны развить внимательное отношение ко всему: только тогда станет возможной эта техни­ка, потому что тогда, на чем бы ни остановилось ваше внимание, вы сможете иметь узнавание, вы сможете опытным путем узнать самого себя. Просто глядя на цветок, вы можете узнать са-мого себя. Тогда смотрение на цветок является не только смотрением на цветок, но также и на смотрящего, — но только в том случае, если вы знаете секрет внимания.

Вы также смотрите на цветок, и вы можете думать, что вы смотрите на цветок, но вы начи-наете думать о цветке, и цветок упускается. Вас больше здесь нет, вы где-то в другом месте, вы удалились. Внимание означает, что, когда вы смотрите на цветок, вы смотрите на цветок и не делаете ничего другого - как если бы ум остановился, как если бы не было никаких рассуж­дений, а просто узнавание самого цветка. Вы здесь, цветок здесь, и между вами двумя нет ни-каких мыслей.

Вдруг - если это возможно - вдруг внимание с цветка возвращается обратно, отскакивает назад к вам самим. Это становится замкнутым кругом. Вы будете смотреть на цветок, и взгляд будет возвращаться; цветок будет отражать его, он будет отскакивать от цветка. Если нет ника-ких мыслей, это случается. Тогда вы смотрите не только на цветок, вы смотрите также и на смотрящего. Тогда смотрящий и цветок становятся двумя объ­ектами, а вы становитесь свиде-телем обоих.

Но сначала должно быть натренировано внимание, потому что у вас совершенно нет вни-мания. Ваше внимание есть просто порхание с одного на другое, с другого на третье. Ни на мгновенье вы не становитесь внимательным. Даже когда я говорю здесь, вы никогда не слыши-те всех моих слов. Вы слышите одно слово, затем ваше внимание перемещается на что-либо другое; затем вы возвращаетесь, слышите другое слово, и ваше внимание снова удаляется куда-то. Вы слушаете отдельные слова, вы сами заполняете промежутки между ними, а потом думаете, что слушали меня.

И что бы вы не несли с собой, это ваше собственное дело, это ваше собственное творе-ние. Вы слышите от меня только несколько слов, а затем заполняете промежутки между ними, и то, чем вы заполняете эти промежутки, все меняет. Я говорю слово, и вы начинаете думать о нем. Вы не можете оставаться безмолвным. Если вы сможете оставаться безмолвным во вре-мя слушания, вы станете внимательным.

Внимательность означает безмолвную чуткую насторожен­ность без какого-либо вмеша-тельства мыслей. Развивайте его. Вы можете развивать его, только практикуя его; нет никакого другого способа. Больше практикуйте его, и вы разовьете его. Делая что угодно, пребывая где угодно, старайтесь развивать его.

Вы путешествуете в автомобиле или в поезде - что вы делаете при этом? Старайтесь раз-вивать внимание; не тратьте напрасно время. Вы находитесь в поезде полчаса: развивайте внимание. Будьте просто здесь. Не думайте. Смотрите на что-нибудь, смотрите на что-либо в поезде или смотрите наружу, но только смотрите. Ни о чем не думайте. Прекратите процесс своего мышления. Будьте здесь и смотрите. Ваш взгляд будет становиться прямым, проника-ющим, и отовсюду ваш взгляд будет возвращаться обратно, и вы начнете осознавать смотря-ще­го.

Вы не осознаете самого себя, потому что перед вами стена. Когда вы смотрите на цветок, то первые же ваши мысли меняют ваш взгляд; они придают ему свой собственный цвет. Затем этот взгляд идет к цветку. Он возвращается обратно, но затем ваши мысли снова придают ему другой цвет. И когда он возвращается обратно, он никогда не застает там вас. Вы движетесь где-то в другом месте, вас здесь нет.

Каждый взгляд возвращается обратно; все отражается, «реагирует», но вас нет там, чтобы принять ответ. Так что будьте там, чтобы принимать. В течение всего дня вы можете пробовать это по отношению ко всему, и постепенно вы разовьете внима­тельность. При наличии внимательности, делай следующее:

На чем бы ни остановилось твое внимание, в этот самый момент - постигай.

Смотрите на что угодно, но просто смотрите. Внимание остановилось - и вы будете узна-вать самого себя. Но первым требованием является способность к вниманию. И вы можете практиковать его. Для этого нет необходимости тратить какое-то специально выделенное вре-мя.

Что бы вы ни делали - едите, принимаете ванну, стоите под душем - будьте просто внима-тельны. Но в чем проблема? Проблема в том, что вы все делаете с участием ума, вы непре-рыв­но что-то планируете на будущее. Вы можете ехать в поезде, но ваш ум может организо-вывать другие путешествия, программи­ровать, планировать. Прекратите это.

Один дзэнский монах, Бокудзю, сказал: «Это единственная медитация, которую я знаю. Пока я ем, я ем. Пока я иду, я иду. И когда я хочу спать, я сплю. Что бы ни случалось, случает-ся. Я никогда не вмешиваюсь».

В этом вся суть - не вмешивайтесь. И что бы ни случалось, позволяйте этому случиться; будьте просто здесь. Это даст вам внимательность. А когда вы имеете внимательность, эта техника в ваших руках.

На чем бы ни остановилось твое внимание, в этот самый момент - постигай.

Вы узнаете узнающего; вы будете отброшены к самому себе. От всего вы будете отскаки-вать; от всего вы будете отражаться. Все существование станет зеркалом, вы будете отра-жаться отовсюду. Все существование будет отражать вас, и только тогда вы узнаете самого себя - не раньше.

Пока все существование не станет зеркалом для вас, пока каждая часть существования не будет раскрывать вас, пока каждое взаимоотношение не будет открывать вас... Вы такое бес-конечное явление - обычного зеркала недостаточно. Внутри вы являетесь таким обширным су-ществом, что, пока все сущес­твование не станет зеркалом для вас, вы не будете иметь о себе никакого представления. Вы будете отражаться только тогда, когда вся вселенная станет зер-калом. В вас существует божес­твенное.

А техника, предназначенная для того, чтобы сделать существование зеркалом, заключает-ся в следующем: создать вни­мание, стать более чутким, а затем обратить свое внимание - на что угодно, на любой объект - и внезапно узнать самого себя. Это возможно, хотя и не непос-редственно сейчас, потому что вы не удовлетворяете основным требованиям. Вы можете смо-треть на цветок, но это не внимание. Вы просто бегаете рядом с цветком, все вокруг и вокруг него. Вы смотрите на цветок на бегу; вы не находитесь здесь ни одного мгновения.

Тогда вся жизнь становится медитативной: На чем бы ни остановилось твое внимание, в этот самый момент – постигай. Просто вспомни самого себя.

Имеются глубокие причины к тому, чтобы эта техника была полезной. Вы можете бросить мяч в стенку - мяч возвра­тится обратно. Когда вы смотрите на цветок или на какое-то лицо, бросается некоторая энергия - ваш взгляд является энергией. И вы не осознаете, что, когда вы смотрите, вы вкладываете какую-то энергию, вы выбрасываете какую-то энергию. Выбрасыва-ется какое-то количество вашей энергии, вашей жизненной энергии. Вот почему вы чувствуете себя истощенным после того, как целый день смотрите на улицу: проходящие люди, реклама, толпа, магазины. Глядя на все это, вы чувствуете себя опустошенным, и тогда вам хочется за-крыть глаза для расслабления. Что случилось? Почему вы чувствуете себя таким опустошен-ным? Вы выбрасывали энергию.

И Будда, и Махавира настаивали на том, что их монахи не должны слишком много смот-реть; они должны упирать свой взгляд в землю. Будда говорил, что вы можете смотреть только на четыре фута перед собой. Не смотрите по сторонам, не смотрите на дорогу, по которой иде-те. Смотреть на четыре фута вперед достаточно, потому что, когда вы пройдете эти четыре фута, вы снова сможете видеть впереди четыре фута. Не смотри­те дальше, чем на это рассто-яние, потому что в этом случае вы будете бесполезно расходовать энергию.

Когда вы смотрите, вы выбрасываете некоторое количество энергии. Ждите, будьте без-молвным, позвольте этой энергии вернуться. И вы будете удивлены. Если вы сможете позво-лить энергии вернуться, вы никогда не будете чувствовать себя опустошенным. Попробуйте эту технику. Завтра же утром.

Молча смотрите на что-либо. Будьте безмолвным, не думайте ни о чем, терпеливо ожи-дайте единственного момента - энергия вернется; вы, фактически, будете оживлены.

Люди все время спрашивают меня... Я все время много читаю, поэтому они спрашивают меня: «Почему ваши глаза все еще в порядке? Вам давно уже нужно было бы носить очки».

Вы можете читать, но если вы читаете безмолвно, без каких-либо мыслей, то энергия возвращается обратно. Она никогда не расходуется напрасно. Вы никогда не чувствуете себя усталым. Всю свою жизнь я читал по двенадцать часов в день, иногда даже по восемнадцать часов в день, но я никогда не испытывал никакой усталости. Мои глаза никогда ничего не чув-ствовали, никакой усталости. При отсутствии мыслей энергия возвращается обратно; для этого нет никаких барьеров.

И если вы находитесь здесь, то вы снова поглощаете ее, и это повторное поглощение омо-лаживает вас. Вместо того чтобы устать, ваши глаза станут более расслабленными, более жизнен­ными, наполненными большим количеством энергии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: