Западная биржа

1. Обычно является некоммерческой, хотя и самоокупае­мой организацией.

2. Торгует одноименным взаимозаменяемым товаром. Это всегда массовый сырьевой товар. Всего в мире на­считывается около 70 биржевых товаров: нефть, металл, хлопок и др.

3. Товар продается биржевыми партиями строго установ­ленного размера или в количествах, кратных биржевой партии.

4. Условные продажи составляют 97%, реальные - 2-3% (по отдельным товарам - до 10%). На биржах торгуются, покупают, но реально не поставляют и не получают.

Указанные различия демонстрируют принципиальную противоположность зарубежных и отечественных бирж. По своей сущности российские «биржи» являются организаци­ями мелкопартионной торговли различными товарами.

Российские биржи в принципе не способны осуществ­лять биржевые торги по стандартным контрактам, по­скольку каждый продаваемый товар по виду, количеству и стоимости несопоставим с другим и требует индивидуальной выработки условий контракта. По причине разнород­ности и невзаимозаменяемости поступающих на торги товаров биржи не могут перейти на фьючерсную и опцион­ную торговлю. Полностью исключено страхование (хед­жирование) контрактов и ликвидация их через расчетную палату фирмы.

Главная функция биржи — формирование общественно обоснованных цен на товары в рыночных условиях. Биржа служит механизмом выявления соотношения спроса и пред­ложения, определения общественно необходимых цен на основные сырьевые ресурсы и отсюда - на огромное коли­чество производных и зависимых товаров. Надлежаще организованные биржевые торги содействуют стабилиза­ции цен на товарных рынках, сдерживают инфляционные процессы. Отсутствие нормально работающих бирж - одна из причин неспособности властных структур справиться с инфляцией.

В стране существуют серьезные проблемы с ценообразова­нием на зерно, нефтепродукты, ряд других ресурсов. Диктат и сговоры монополистов позволяют, с одной стороны, обру­шивать закупочные цены на зерно, понуждая производите­лей продавать его почти по себестоимости, а с другой - по­стоянно наращивать цены на горючее и химикаты для тех же сельхозпроизводителей.

Отсюда возникает стратегическая задача создания не­скольких подлинных бирж, организующих торговлю массо­выми сырьевыми товарами: лесом, металлом, зерном, углем и др.

В процессе лицензирования бирж должна быть обеспече­на их строгая специализация на торговле определенным видом сырьевых ресурсов. Следует проверять соответствие принимаемых биржами правил проведения торгов требова­ниям закона, чтобы исключить превращение бирж в ма­газины оптовой торговли. Для каждой биржи требуется создание разветвленной сети брокерских организаций, по­зволяющих вовлечь в биржевые торги максимально широ­кий круг производителей, потребителей и торговцев со­ответствующими ресурсами. Без правовой поддержки и стимулирующих мер со стороны государства в России едва ли удастся создать биржи как инструменты рыночного формирования цен на соответствующие сырьевые товары, а следовательно, и построить нормальные рыночные отно­шения.

Серьезные правовые и организационные меры требуют­ся для налаживания такого механизма организации товар­ного рынка, как оптовые ярмарки. Во всех развитых странах они используются как эффективное средство фор­мирования договорно-хозяйственных связей между изгото­вителями, потребителями и посредниками.

В стране до настоящего времени не выработано общего­сударственной концепции развития выставочно-ярмароч­ной деятельности. Не налажено составление координи­рованных планов проведения ярмарок, позволяющих обес­печить согласованность этих мероприятий. Следовало бы предусмотреть регулярное проведение в России нескольких международных ярмарок для содействия продвижению оте­чественных товаров на зарубежные рынки. Как свидетель­ствует современный зарубежный опыт, оптовые ярмарки служат важными механизмами установления торговых свя­зей, развития рыночных процессов.

Один из основных просчетов состоит в том, что до настоящего времени отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность оптовых ярмарок и выс­тавок.

Оптовые продовольственные рынки призваны выпол­нять важные задачи организации оптовой продажи продук­ции, производимой сельскохозяйственными организациями и фермерами, для магазинов, точек питания и других крупных потребителей. Кроме отличия по предмету, а это только сель­скохозяйственная продукция, рынки отличаются от оптовых ярмарок тем, что работают постоянно, круглогодично.

В Федеральной программе стабилизации и развития аг­ропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Прави­тельства РФ от 15.04.1996 № 471, признано необходимым создание оптовых продовольственных рынков. Вместе с тем полноценная правовая основа организации и деятельности оптовых продовольственных рынков отсутствует. Этим в немалой степени обусловливается их крайне слабое разви­тие в России.

Опыт стран Европейского союза, США, Японии сви­детельствует о том, что оптовые продовольственные рынки способствуют активизации обращения товаров, более пол­ному удовлетворению запросов населения, сдерживают рост цен на продукты питания. Создание оптовых продовольственных рынков - это необходимый этап структурной перестройки каналов продвижения значительной части сельскохозяйственной продукции. Дальнейшее их развитие за рубежом идет по пути специализации оптовых рынков на продаже определенных видов товаров. Одновременно происходит установление прямых связей по поставкам продовольствия в супермаркеты и другим крупным потре­бителям. Сами оптовые рынки обрастают хранилищами, холодильниками, транспортным хозяйством и становятся в существенной степени центрами распределения продукции по заказам покупателей.

Важным сектором товарного рынка является осуществ­ление поставок для государственных нужд. Порядок по­ставок регулируется ст. 525-534 ГК, Федеральным законом от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для феде­ральных государственных нужд» и рядом других законов. Этими актами предусмотрено заключение контрактов на приобретение ресурсов для выполнения государственных программ. Программы различаются по уровням: федераль­ные и региональные. Они разнообразны по направлениям: удовлетворение нужд обороны, закладка в госрезерв, обес­печение здравоохранения, просвещения и иные цели.

Указом Президента РФ от 07.08.1992 № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» пре­дусмотрено создание федеральной контрактной системы. Эта задача была возложена на федеральную корпорацию «Росконтракт». Кроме того, постановлением Правительст­ва РФ от 26.09.1997 № 1224 при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ было создано Феде­ральное агентство по регулированию продовольственного рынка.

К сожалению, названные органы не обеспечили реше­ние своей главной задачи - формирование в стране кон­трактной системы поставок. Целостная, координировано работающая система поставок для госнужд в стране отсут­ствует.

Соответствующую организационную работу приходит­ся осуществлять непосредственно государственным заказ­чикам, производящим закупки товаров для обеспечения публичных нужд.

На товарных рынках действуют и иные субъекты, способствующие организации оптовой торговли товарами.

В качестве таковых следует рассматривать, например, организаторов коммерческих торгов. Организаторы ком­мерческих торгов, обычно проводимых в форме конкурсов и реже - аукционов, осуществляют деятельность по содей­ствию реализации имущества, принадлежащего определен­ному лицу, либо по отбору более предпочтительного поставщика (покупателя) соответствующих товаров. Орга­низаторами торгов обычно выступают специализирован­ные организации, располагающие необходимыми помеще­ниями и подготовленным персоналом.

Можно утверждать, что примитивное состояние струк­туры нашего товарного рынка во многом предопределяется недостатками правового регулирования. Не созданы усло­вия для надлежащей деятельности товарных бирж, вообще не определены статус и задачи оптовых ярмарок, выставок товаров, оптовых продовольственных рынков и других организаторов торгового оборота.

Формирование структуры рынка во многом зависит от усилий региональных органов исполнительной власти. До 1993 г. крайисполкомы и облисполкомы были обязаны со­действовать развитию торговых связей на своей террито­рии; обеспечивать работу региональных ярмарок; раз­вивать оптовую и фирменную торговлю; обеспечивать за­ключение торговых соглашений с другими республиками И областями о взаимном снабжении товарами и др. Эти зада­чи в той или иной степени выполнялись.

С изменением законодательства эти требования переста­ли предъявляться, вообще исчезли правовые ориентиры для действий региональных органов по развитию товарно­го рынка. Между тем без правовой и организационной по­мощи государства сами по себе современные рыночные отношения возникнуть не могут. Мировой экономический опыт и 15-летний российский опыт однозначно свиде­тельствуют о вздорности суждений о рынке как о само­регулируемой системе, о «невидимой руке рынка», якобы самой устраняющей все несоответствия и затруднения в хо­зяйственной деятельности. Отсутствие последовательных, целенаправленных усилий государственных органов в цен­тре и на местах по формированию структуры товарного рынка, невнятный характер и неисполнение принимаемых решений в этом направлении служат основной причиной слабости и организационной неупорядоченности рыночных отношений в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: