Правовое регулирование приемки товаров

Постоянное получение товаров, различных материальных ресурсов является необходимым условием осуществления дея­тельности любой организации. В связи с этим у руководите­лей и юридической службы каждой организации возникает задача организовать приемку получаемых материальных цен­ностей, проверку их количества и качественного состояния. В ряде случаев закон обязывает коммерческие организации про­вести приемку товаров. Так, в соответствии со ст. 909 и 911 ГК товарные склады при приеме товаров на хранение и при воз­вращении товаров обязаны произвести проверку и опреде­лить их количество и внешнее состояние.

Целями организации приемки являются: 1) проверка соответствия количества и качества поступившего товара данным транспортных и расчетных документов для опри­ходования товаров; 2) выявление и фиксирование фактов недостачи или ненадлежащего качества товара для возме­щения потерь за счет виновных лиц; 3) ускорение и удешев­ление процедуры приемки.

С учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества, необходимо различать: а) приемку товаров по­купателем непосредственно во взаимоотношениях с продав­цом и б) приемку товаров от органов транспорта.

Порядок получения товара от органов транспорта ре­гулируется транспортными уставами и кодексами, а также правилами выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Здесь надо различать случаи, когда проверка груза производится с обязательным участием перевозчика и ког­да перевозчик не должен участвовать в проверке сохранно­сти выдаваемого груза. Если груз выдается с участием представителя перевозчика, то порядок приемки целиком определяется транспортным законодательством.

Если груз выдается с участием перевозчика, надо по­мнить о необходимости составления коммерческого акта (на автомобильном транспорте — проставления записи в товарно-транспортной накладной) для удостоверения не­сохранности груза, соблюдать порядок обжалования отказа в составлении такого акта.

Приемка товара, непосредственно передаваемого про­давцом покупателю либо получаемого от органа транспор­та без участия представителя перевозчика, осуществляется в одинаковом режиме, по общим правилам.

Пункт 2 ст. 513 ГК устанавливает, что покупатель обя­зан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.

Общие правовые акты о приемке существуют в виде документов, фактически утративших силу. Положения о по­ставках продукции и товаров 1988 г. предусматривают (п. 38, 45; 31,-38), что порядок приемки по количеству и качеству ре­гулируется инструкциями, утвержденными Госарбитражем СССР. Имеются две не отмененные инструкции бывшего Гос­арбитража СССР. Это Инструкция о порядке приемки про­дукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству от 1965 г. № П-6 и Ин­струкция о порядке приемки продукций производственно-тех­нического назначения и товаров народного потребления по качеству от 1966 г. № П-7 (далее - Инструкция о приемке по количеству и Инструкция о приемке по качеству).

Названные инструкции уже на момент их принятия были крайне несовершенны, нуждались в коренной переработке. Взамен им в 1991 г. были подготовлены хорошие проекты но­вых инструкций. Однако в связи с распадом СССР они не были приняты. Между тем проблема правового регулирова­ния порядка приемки остается и требует своего решения.

Инструкции о порядке приемки продолжают применяться, но уже не в качестве обязательных правовых актов. Стороны вправе предусмотреть в договоре, что приемка товара будет производиться согласно инструкциям Госарбитража СССР как факультативно применяемым нормам. Даже если такое условие не включено в договор, но получатель провел прием­ку в соответствии с названными инструкциями, то состав­ленный акт приемки признается арбитражными судами над­лежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего порядка приемки не существует. Таким обра­зом, хозяйственная и судебно-арбитражная практика при­знают действие инструкций Госарбитража СССР в качестве обычаев делового оборота. Отсюда необходимость учиты­вать и соблюдать требования этих инструкций, обучать работников проведению приемки и оформлению документов в соответствии с ними, а также умению устранять на основе договоров недостатки инструкций.

Приемка согласно названным Инструкциям неэффек­тивна и неэкономична. Поэтому вместо ссылок на Инструк­ции, которые встречаются в договорах, целесообразнее ссы­латься на отдельные действительно полезные пункты Инструкций: о месте проведения приемки, сроках приемки, содержании актов приемки и др.

Госкомстатом РФ издан приказ от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной документа­ции по учету торговых операций»[22]. Названным приказом пре­дусмотрено, что при приемке товара без участия органа транспорта получателем составляются акты согласно уста­навливаемым формам № Торг-1, Торг-2 и Торг-3. Их реквизи­ты соответствуют содержанию актов приемки, установленно­му Инструкциями № П-6 и П-7. Закрепляя формы актов приемки, приказ Госкомстата РФ № 132 не регламентирует саму процедуру приемки. Поэтому в отношении порядка про­ведения приемки надлежит руководствоваться Инструкциями о порядке приемки по количеству и качеству.

Важно учитывать соотношение инструкций с другими нормативными документами и договором. В стандартах всех уровней (национальных стандартах, стандартах орга­низаций и др.) нередко предусматриваются отдельные тре­бования к порядку приемки. По общему правилу, если ка­кой-то вопрос в соответствующем стандарте решен иначе, чем в инструкции, то применяются нормы стандарта.

Вместе с тем в самих стандартах процедура приемки обычно бывает урегулирована лишь частично. По отноше­нию к таким стандартам инструкции о порядке приемки по количеству и качеству выполняют субсидиарную роль, рег­ламентируя те вопросы приемки, которые не определены самим стандартом.

Согласно п. 4 ст. 474 ГК порядок и условия проверки ка­чества товара, применяемые продавцом и покупателем, дол­жны быть одинаковыми. Эта норма, воспроизводящая один из пунктов Принципов УНИДРУА, императивно закрепляет сложившийся торговый обычай. Это предполагает необходи­мость согласования в договорах, в том числе внешнеторговых, порядка проведения приемки товаров по качеству.

В соответствии с п. 1 ст. 474 ГК условия договоров, опре­деляющие порядок приемки, должны соответствовать тре­бованиям стандартов и других обязательных правил. Вместе с тем с учетом установленного в настоящее время положения о добровольности применения стандартов и возможности их изменения и дополнения в договорах требование о соответ­ствии условий договора показателям стандартов в части по­рядка приемки не является обязательным.

Договору принадлежит приоритет над положениями инструкций о порядке приемки по количеству и качеству. Стороны вправе устанавливать в договоре любые требова­ния, касающиеся порядка проведения приемки. Целесо­образно предусматривать, что в вопросах, не урегулиро­ванных стандартами и договором, порядок приемки опреде­ляется вышеназванными инструкциями.

При этом надо учитывать, что приемка товара — это не совокупность правил, а вид правовой деятельности, сог­ласующейся с соответствующими правилами. Как и всякая деятельность, она должна организовываться руководством фирмы. Надлежит определять круг исполнителей, прово­дить их обучение, в том числе путем деловых игр, состав­лять образцы приемных документов, осуществлять конт­роль за соблюдением установленных требований. Ведение такой организационной работы должно возлагаться на конкретное руководящее лицо, при этом активное учас­тие в ней обязан принимать юрист фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: