Тема № 9: «Понятие, юридическое значение и источники правового регулирования приемки товаров»

Под приемкой товаров необходимо понимать процедуру (совокупность действий) подтверждения факта исполнения (полного или частичного неисполнения) соответствующих гражданско-правовых обязанностей, основанных на договоре купли-продажи. В рамках данной процедуры осуществляется проверка исполнения названных обязанностей по определенным показателям: качество, количество, состояние тары и упаковки. Одной из целей приемки является выявление недостатков полученных товаров.

Рассматривая приемку с позиции механизма правового регулирования, необходимо отметить, что данная процедура представляет собой акт реализации (исполнения) обязанности покупателя принять товар. С другой стороны, осуществление приемки товаров может свидетельствовать и о полном или частичном исполнении обязанности продавца передать товар в соответствии с заключенным договором.

Приемка как процедура удостоверения факта исполнения соответствующих гражданско-правовых обязанностей имеет прежде всего гражданско-правовое значение. Однако практика позволяет обратить внимание и на публично-правовые стороны приемки. Главным образом это относится к документам, оформляющим указанную процедуру. Во-первых, выделим процессуальный аспект, то есть акт приемки или иной подобный документ может являться доказательством в арбитражном процессе. Во-вторых, акт приемки, особенно в сфере выполнения работ и оказания услуг, важен для налоговой сферы коммерсанта.

Правовое регулирование приемки товаров осуществляется различными нормативными актами. Прежде всего, необходимо выделить ГК РФ. Приемка товаров тут освещена в главе 30 «Купля-продажа». Однако законодатель в ГК РФ уделяет внимание приемке не только в сфере купли-продажи (торговли). В качестве примеров можно сослаться на ст.720 ГК РФ о приемке заказчиком работы, выполненной подрядчиком, а также на ст.909 ГК РФ, закрепившую обязанность товарного склада проверять товары при их приеме и во время хранения.

Рассматривая коммерческие отношения, стоит отметить, что приемка товаров характерна не только для оптовой торговли, но и для розничной. Соответственно источниками правового регулирования приемки товаров являются и отдельные акты действующего законодательства о защите прав потребителей. Целый ряд нормативных правовых актов, традиционно относящихся к транспортному законодательству, устанавливает правовые особенности приемки товаров при исполнении различных обязательств по перевозке. Наряду с названными источниками, правила приемки товаров, включая методы установления качества, определяются действующими нормативными документами по стандартизации, в частности государственными стандартами.

Приемка нормируется не только актами действующего законодательства, но и средствами индивидуально-правового регулирования - договорами. В коммерческих договорах возможны различные варианты закрепления условия о приемке.

Условие о приемке может формулироваться сторонами со ссылкой на Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденную постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 года №П-6, и Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденную постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 года №П-7 (далее - Инструкции №П-6 и №П-7). В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки»[137] порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный указанными Инструкциями, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки. При этом в договоре допустимо, на наш взгляд, изменение соглашением сторон предписаний данных Инструкций. Помимо названных Инструкций при продаже импортных товаров иногда в договорах могут встречаться ссылки на Инструкцию о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденную Госарбитражем СССР 15 октября 1990 года.

В случае несоблюдения указанных договорных правил о приемке товаров, правовые последствия определяются в зависимости от существа правонарушения

При исполнении договора поставки принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота. Выявленные несоответствия или недостатки товаров незамедлительно письменно доводятся до сведения поставщика. В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.

Если договором поставки предусмотрена выборка товаров (ст.ст.510, 515 ГК РФ) покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика, то осмотр передаваемых товаров покупатель обязан осуществить в месте их передачи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Основной целью приемки в договоре подряда является выявление возможных недостатков, допущенных подрядчиком. При этом заказчик, обнаруживший такие недостатки, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Заказчик вправе принять работу и без необходимой проверки ее качества. Однако, в этом случае он лишается права ссылаться на явные недостатки работы, то есть такие, которые могли быть установлены при обычном способе приемки.

Под методами приемки понимаются применяемые в рамках процедуры приемки способы проверки количества и качества товаров. Количество товаров проверяется внешним осмотром и взвешиванием. Способы проверки качества можно классифицировать по количественному признаку: полная и выборочная проверка качества товаров. Согласно п.15 Инструкции №П-7, выборочная (частичная) проверка качества продукции с распространением результатов проверки качества какой-либо части продукции на всю партию допускается в случаях, когда это предусмотрено стандартами, другими обязательными правилами или договором. Также по своему содержанию конкретные способы определения качества зависят от наименования (вида) товаров и устанавливаются, как правило, соответствующими нормативными документами по стандартизации.

Результаты приемки (сдачи) товаров оформляются, как правило, соответствующим актом. Его название может быть следующим: «акт приемки», «акт передачи», «акт приема-передачи», «акт приемки товаров по количеству и качеству» и т.д. Однако некоторые из норм ГК РФ формально предписывают и императивное наименование указанного акта. Так, названная выше ст.689 ГК РФ определяет документ о передаче арендованного предприятия только как передаточный акт.

Результаты приемки товаров могут быть выражены не только в актах приемки товаров, но и в иных документах. Например, товаросопроводительных документах (накладных).

Содержание акта или иного документа о приемке определяется условиями договора, а также существом выполняемых при приемке операций. Кроме того, при составлении акта приемки должны учитываться предписания действующего законодательства о бухгалтерском учете.. В частности, в акте приемки должны быть указаны: наименование документа, дата его составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Если стороны договорились о применении Инструкций №П-6 и №П-7, то особенности оформления приемки определяются в соответствии с данными актами.

Наряду с этим, согласно п.16 Инструкции № П-7 при обнаружении в ходе приемки несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции, получатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов.

В соответствии с п.27 Инструкции № П-7 составляется акт об отборе образцов (проб), подписываемый всеми участвующими в этом лицами. Наконец, по результатам приемки продукции по качеству и комплектности составляется акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции (п.29 Инструкции № П-7). Такой акт должен быть составлен в день окончания приемки продукции по качеству и комплектности. К нему должны быть приложены некоторое документы, перечисленные в п.31 Инструкции № П-7, в частности, документы изготовителя (отправителя), удостоверяющие качество и комплектность продукции; транспортный документ (накладная, коносамент) и др. Если рассматриваемый акт устанавливает ненадлежащее качество или некомплектность продукции, а приемка проводится с особенностями, указанными в п.20 Инструкции № П-7 (например, проверка качества осуществляется получателем в одностороннем порядке, если изготовитель (отправитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции), то он утверждается руководителем организации-получателя или его заместителем не позднее трехдневного срока после составления акта.

Инструкция № П-6 также закрепляет требования к оформлению документов, составляемых в рамках количественной приемки. Как следует из п.12 Инструкции № П-6, приемка продукции по количеству производится по транспортным и сопроводительным документам (счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) отправителя (изготовителя). Отсутствие указанных документов или некоторых из них не приостанавливает приемки продукции. В этом случае составляется акт о фактическом наличии продукции и в акте указывается, какие документы отсутствуют.

Кроме того, п.16 Инструкции № П-6 определяет необходимость составления акта о выявленной недостаче продукции за подписями лиц, производивших приемку. Оформлению данного акта предшествует приостановление дальнейшей приемки. Получатель продукции в этом случае обязан обеспечить ее сохранность, а также принять меры к предотвращению ее смешения с другой однородной продукцией. Одновременно с приостановлением приемки получатель обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта

Акт о результатах приемки по количеству составляется с учетом требований п.25 Инструкции № П-6, включая требования к его содержанию. Такой акт является обязательным при одновременном наличии двух условий: а) если при приемке продукции будет выявлена недостача продукции против данных, указанных в транспортных и сопроводительных документах (счете-фактуре, спецификации, описи, в упаковочных ярлыках и др.); б) если в приемке участвуют лица, названные в п. 17 или п. 18 Инструкции № П-6, например, представитель отправителя (изготовителя). Акт должен быть составлен в тот же день, когда недостача выявлена.

Акт приемки продукции по количеству утверждается руководителем или заместителем руководителя организации-получателя не позднее чем на следующий день после составления акта. В тех случаях, когда приемка производилась в выходной или праздничный день, акт приемки должен быть утвержден руководителем предприятия-получателя или его заместителем в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

К акту приемки по количеству, которым устанавливается недостача продукции, должны быть приложены документы, указанные в п.27 Инструкции № П-6, например, копии сопроводительных документов или сличительной ведомости, т. е. ведомости сверки фактического наличия продукции с данными, указанными в документах отправителя (изготовителя); квитанции станции (пристани, порта) назначения о проверке веса груза, если такая проверка проводилась и др.

Кроме положений о перечисленных документах, Инструкции № П-6 и № П-7 содержат предписания о форме и содержании уведомлений о вызове представителя отправителя (изготовителя) для участия в приемке (п.17а Инструкции № П-6, п.п.17-18 Инструкции

Основная литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: