Исходя из условия, что услуги должны сопровождать весь жизненный цикл человека, и мотивационных факторов трех психологических категорий человека в дополнение к пирамиде потребностей предложена шестиуровневая пирамида потребностей в услугах (рис. 2).
Пирамида усечена, т.к. исходит из того минимума потребностей человека, которые существуют от момента его рождения и растут вместе с ним. Она повернута основанием вверх, поскольку в соответствии с законом возвышения потребностей их количество и качество увеличивается.
Рис. 2. Пирамида потребностей человека в услугах
В таблице 1 приведена разработанная классификация услуг для населения. С целью дифференциации мотивационных факторов потребления услуг нами выделены три психологических категории человека: индивид, субъект и личность. Установлено, что индивидные проявления человека направлены на удовлетворение его первичных (физиологических) потребностей в услугах, субъектные – вторичных (психолого-социальных) и личностные – третичных (культурно-духовных) потребностей в услугах.
Таблица 1