Россия как светское государство

Огромное значение в жизни современного государства и общества имеет религия, и вследствие этого регулированию данного вопроса уделяется особое внимание в конституционном законодательстве. Провозглашение России светским государством (ст. 14 Конституции Российской Федерации) означает, что в государстве, во-первых, отсутствует узаконенная, официальная религия - никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; во-вторых, религиозные объединения отделены от государства; в-третьих, все религиозные объединения равны перед законом. Конституционные положения раскрываются в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях»[225], который регулирует правоотношения в области реализации прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

Многие российские и зарубежные правоведы относят провозглашение свободы совести как право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своём отношении к религии, к важнейшим завоеваниям человечества, признавая, что это неотъемлемый компонент общечеловеческих ценностей, основных демократических прав и свобод. Еще в античные времена начали вырабатываться принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими, инакомыслящими, и по мере исторического развития в общественном сознании утвердилось понимание необходимости религиозной терпимости, свободомыслия, правовой защиты людей, придерживающихся различных мировоззрений[226]. В Республике Казахстан светский характер государства выражается в том, что не допускается деятельность политических партий на религиозной основе. В Конституции не содержится положения о запрещении создавать политические партии на религиозной основе, но это подразумевается: если деятельность политических партий на религиозной основе запрещается, то нельзя создавать такие партии. Они не подлежат регистрации в государственных органах и соответственно являются нелегитимными[227].

Некоторые зарубежные демократические государства не являются светскими, и в конституциях отмечается особая роль одной религии и церкви. В ст. 3 Конституции Греции устанавливается, «что господствующей в Греции религией является восточноправославная церковь Христова». Особое положение восточноправославной церкви закреплено и в Конституции Болгарии. В Великобритании государственными признаются англиканская церковь Англии и пресвитерианская церковь Шотландии.

Особые способы закрепления принципов светского государства в конституциях зарубежных стран существуют в странах, в которых религиозные конфессии в прошлом сыграли огромную роль в формировании государственности. Положения этих конституций посвящены общим принципам регулирования отношений государственной власти с отдельными конфессиями. Например, в Италии отношения между государством и католической церковью строятся на конституционной и договорной основе. В ст. 7 Конституции Италии устанавливается, что «Государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере. Их отношения регулируются Латераннскими соглашениями. Изменения этих соглашений, принятые обеими сторонами, не требуют какой-либо процедуры по пересмотру Конституции». Согласно ст. 25 Конституции Индии «с соблюдением требований публичного порядка, морали и народного здравия…, все лица имеют равное право на свободу совести и право свободно исповедовать религию, отправлять религиозные обряды и вести религиозную пропаганду».

В большинстве основных законах светский характер государства нормативно не закрепляется, но устанавливаются его основные принципы. В ст. 1 Конституции Франции отмечается, что Франция уважает все верования. В Конституции Испании устанавливается, что никакое верование не может иметь характер государственной религии. «Публичные власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать вытекающие из этого отношения сотрудничества с католической церковью и другими конфессиями» (ст. 16 п. 3).

В соответствии с закрепленным ч. 2 ст. 14 Конституции Российской Федерации, конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства, п. 2 ст. 4 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливается, что государство:

- не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

- не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

- не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному законодательству;

- обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Законодательство устанавливает принципы деятельности религиозного объединения, которое:

- создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

- не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

- не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

- не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Светский характер государства не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными организациями. Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы совести, и устанавливает конкретные обязанности и ответственность за её нарушение. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в общеобразовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с российским законодательством[228].

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: