Конституционное развитие России в 1980 – 1993 гг

Период действия Конституции СССР 1977 г. в научной литературе условно делят на два этапа. Первый из них - 1977-начало 1985 гг. В этот период, с одной стороны, назрела необходимость реформирования государственного права, а с другой - демократические положения советского Основного закона в силу консервативности политического режима не могли получить дальнейшее развития в законодательстве.

Начало второго периода обусловлено политикой «перестройки». Этот период постепенного поворота от многолетних идеологических стереотипов к плюрализму, пересмотр подходов к регулированию отношений, связанных с правовым статусом человека, и его отношений с государством. Во второй половине 1980-х гг. в СССР, по инициативе избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем КПСС М.С. Горбачёва, начинается процесс перестройки. Этот период характеризуется проведением целого ряда скоропалительных государственно-правовых реформ, логика и цель которых, по мнению А.А. Безуглова и С.А. Солдатова, для многих были и остаются не очень понятными[180]. В Конституцию СССР, в основные законы союзных республик вносится большое количество изменений и дополнений. В 1989 г. высшим органом государственной власти СССР становится Съезд народных депутатов, который избрал подотчетный ему постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет СССР. С 1990 г. подобная структура высших органов государственной власти закрепляется и в РСФСР. В 1990 г. учреждается пост Президента СССР, в 1991 г. - Президента РСФСР. Первым Президентом СССР стал М.С. Горбачев, избранный на этот пост на Внеочередном III Съезде народных депутатов СССР. 12 июня 1991 г. состоялись первые президентские выборы, на которых первым российским Президентом сроком на пять лет был избран Б.Н. Ельцин.

Особенно значительными были изменения в социально-экономической сфере (была разрешена частная собственность, расширены возможности для предпринимательской деятельности) и в политической сфере (14 марта 1990 г. из Конституции СССР были исключены положения о руководящей и направляющей роли КПСС), был создан Комитет конституционного надзора в СССР и Конституционный суд РСФСР. 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

К концу 1990 г. все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, в которых закреплялось верховенство республиканских законов над союзными. В августе 1991 г. планировалось подписание Договора между полномочными представителя Республик, менявшего систему взаимоотношений Союза и его субъектов: союзные республики получали всю полноту государственной власти, а СССР утрачивал большую часть своих полномочий. Такое положение вызывало озабоченность у многих союзных руководителей, которые 18 августа 1991 г. организовали Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), взявшему на себя всю полноту власти в стране. Но народ не поддержал ГКЧП, который потерпел поражение.

Завершение кризиса союзных отношений произошло 8 декабря 1991 г., когда президенты России, Украины и Белоруссии подписали Договор об образовании Содружества независимых государств (СНГ) и заявили о прекращении действий Договора об образовании СССР 1922 г. М.С. Горбачёв 25 декабря 1991 г. в заявлении по телевидению объявил о том, что Союз ССР прекратил своё существование. С этого момента все республики бывшего СССР вступили на путь самостоятельного развития и строительства новой государственности.

До 1993 г. российский законодатель шел по пути внесения поправок в Конституцию 1978 г. В ст. 12 российской Конституции вносится дополнение о продаже и ином отчуждении земельных участков, то есть признаётся частная собственность на землю. Подобная судьба постигла многие статьи Основного закона, которые не соответствовали новым реалиям, сложившимся в Российской Федерации. Вместе с тем в Конституцию вносятся и новые статьи. Так, появляется ст. 11, регламентирующая несколько иначе статус государственной собственности Российской Федерации; ст. 67, закрепляющая за гражданами право на возмещение государством всякого вреда, причинённого незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, и т.д.[181]

Но как бы ни обновлялась Конституция РСФСР, ни по структуре, ни по содержанию она не могла служить полноценной юридической базой для коренных преобразований государства и общества. Экономические реформы, проводимые в России с 1991 г., вступили в противоречие с политической системой, основанной на созданном ещё в советскую эпоху Основном законе. Появилась необходимость принятия нового основного закона. Было создано много проектов Конституции. Но главными являлись проекты, подготовленные Конституционной комиссией и Конституционным Совещанием. Последний проект был создан по инициативе Президента Российской Федерации[182]. Этот проект конституции предусматривал ликвидацию системы Советов, образование двухпалатного парламента России - Федерального Собрания, наделение Президента широкими полномочиями. Подобная система органов государственной власти не могла вызвать одобрение со стороны Съезда народных депутатов. В связи с этим Б.Н. Ельцин пошел на обострение ситуации во взаимоотношениях с российским парламентом.

21 сентября 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ № 400, который приостановил деятельность Верховного Совета и объявил о проведении новых выборов. Конституционный Суд Российской Федерации 21 сентября 1993 г. признал данный Указ неконституционным[183]. Верховный Совет посчитал Постановление Конституционного Суда основанием для отрешения Президента от должности и, приняв решение о прекращении его полномочий, назначил исполняющим обязанности Президента А.В. Руцкого. Пиком противостояния Президента и Верховного Совета и последним его этапом были трагические события 3-4 октября 1993 г., в ходе которых погибли сотни людей. Конфликт законодательной и исполнительной власти завершился победой последней.

Необходимо отметить, что «расстрел Белого дома» не был переходом к установлению в нашей стране диктатуры. Более того, данный процесс завершился проведением демократических выборов в Государственную Думу и Совет Федерации. Подобные события в советское время завершились бы массовыми арестами как оппозиционеров, так и членов их семей, масштабными судебными процессами. Участники событий октября 1993 г. были амнистированы, многие из них затем были избраны депутатами нового российского парламента. А.В. Руцкой в 1997 г. был избран губернатором Курской области. Демократические принципы новой России получили дальнейшее развитие.

Проект Конституции, созданный Конституционным Совещанием, был вынесен на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утверждённого Указом Президента от 15 октября 1993 г.[184] В референдуме приняло участие 54,8% избирателей, из них 58,4% проголосовало за принятие новой Конституции Российской Федерации.

Новая Конституция Российской Федерации вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря 1993 г. Как уже было отмечено, одновременно с голосованием по проекту Конституции Российской Федерации были проведены выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. Начинался новый этап развития отечественного конституционного права, заключающийся в формировании новых государственных институтов.

Контрольные вопросыи задания:

1. Дайте понятие конституции: юридическая конституция, материальная конституция.

2. Охарактеризуйте сущность конституции: понятие и подходы к ней.

3. Что такое писанная, неписанная, октроированная и неоктроированная конституции?

4. Охарактеризуйте роль преамбулы в структуре Конституции Российской Федерации.

5. Опишите процедуру внесения поправок в главы с 3-8 Конституции Российской Федерации.

6. Раскройте процедуру пересмотра Конституции Российской Федерации.

6. Какой способ принятия конституции, из существующих в мировой политической практике, Вы считаете наиболее демократичным?

7. Назовите основные черты конституции как основополагающего нормативного правового акта в стране.

8. Выскажите своё мнение по следующему вопросу: от чего зависит сущность конституции?

9. Выберите правильный ответ на следующие вопросы теста:

9.1. В конституционном праве большинства государств преамбула:

a) признается общеобязательной и нормативной частью конституции;

b) имеет преимущественно морально-политическое значение;

c) не включается в состав конституции;

d) содержится в отдельном акте – о введении конституции в действие.

9.2.Конституции, допускающие упрощенный порядок изменения, являются:

а) гибкими конституциями;

b) жесткими конституциями;

c) октроированными конституциями;

d) кодифицированными конституциями.

9.3. Предварительный конституционный контроль:

a) осуществляется до промульгации законодательного акта;

b) должен быть осуществлен до направления законопроекта в парламент;

c) должен быть осуществлен после опубликования, но до вступления закона в силу;

d) должен быть осуществлен после опубликования, но до применения в суде.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: