Выше разные проявления коррупции классифицировались по типам клиентов. То же самое можно сделать в отношении разнообразия агентов, вступающих в коррупционные сделки.
Здесь, прежде всего, различают низовую коррупцию и верхушечную коррупцию. Различение осуществляется на основании уровня должностных лиц, принимающих решения и масштабов принимаемых решений. Причем второй критерий важнее. Например, высокое должностное лицо, скажем, заместитель министра, может, используя свое служебное положение, пристроить на невысокую должность в своем министерстве кого-то из дальних родственников. Понятно, что этот случай может быть отнесен к низовой коррупции. Но если референт заместителя министра — чиновник небольшого ранга - за взятку повлияет на исход крупного государственного тендера, такая коррупция должна относится к верхушечной. Следует сказать, что возможны случаи, когда какое-либо проявление коррупции будет трудно относить к одному из двух указанных видов.
В части, связанной с бытовой коррупцией, агенты - получатели взяток - могут классифицироваться по сферам государственных услуг, к которым прибегают граждане, взаимодействуя с государством. В этот перечень могут попасть, например:
• здравоохранение;
• образование;
• социальное обеспечение;
• охрана правопорядка;
• суды.
Ясно, что это не все возможные сферы соприкосновения граждан и государства. Кроме того, эти сферы могут также делиться на отдельные зоны.
В сфере бытовой коррупции, в которой взяткодатель и взяткополучатель крайне редко вступают в долгосрочные коррупционные отношения, коррупционные сделки имеют многие признаки обычного рыночного обмена. Коррупция здесь превращается в своего рода рынок теневых услуг.
В сфере деловой коррупции крайне важно, какой орган власти представляет агент, вступающий в коррупционное взаимодействие с клиентом. Это обстоятельство может порождать несколько классификаций, образованных разными основаниями, например:
• уровень власти;
• ветвь власти;
• орган исполнительной власти.