Определение коррупции и ее последствия для общества

Проблема коррупции и ее определение

1. Определение сущности коррупции и ее последствия для общества.

2. Классификация коррупции по типам, клиентам.

3. Существующие модели коррупции.

4. Особенности коррупции переходного периода в России.

Определение коррупции и ее последствия для общества.

Коррупция – (от лат. Corrumpere – подкупать) социальное явление, включающее совокупность этических и правовых нарушений выражающихся в злоупотреблении государственной властью, положением, статусом для получения выгоды, преимущества в личных целях в ущерб общественному благу и интересам государства.

Лихоимство (ущерб) – получение лицом, состоящим на государственной службе каких либо преимуществ за совершение незаконных действий (бездействий) по службе (стр.402 Уложения о наказаниях уголовных и исполнительных, 1845г.)

«Коррупция – это страшная чума, которая поражает общество самым различным образом. Она подрывает основы демократии и верховенства права, ведет к нарушению прав человека, препятствует работе рынков ухудшает качество жизни и создает условия для процветания организованной преступности, терроризма и других явлений, угрожающих безопасности человека». Так определяет коррупцию и ее влияние на общество, и жизнедеятельность человека в своем предисловии Конвенция Организации Объединенных Наций коррупции.

В федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273 –ФЗ «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в пункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Стало очевидным, что коррупция в России представляет собой большую социальную угрозу и является препятствием для эффективного ее развития. Компания по борьбе с коррупционными правонарушениями развернутая на законодательном уровне достаточно системно, но не всегда с высоким качеством разработки и принятия нормативных правовых актов, а на уровне правоприменения – избирательно и дискретно, позволяет сделать вывод о том, что те, от кого зависит оздоровление ситуации, сами подчас являются частью порочной системы.

Невозможно представить, чтобы руководители и ответственные специалисты (чиновники и депутаты), коррумпированные изначально, самостоятельно и добровольно объединились для борьбы с коррупционными правонарушениями. Об этом свидетельствуют и данные международной рейтинговой организации Transparency International. В России индекс восприятия коррупции (из десяти возможных пунктов) составляет 2,7; в Италии – 5,2; в Дании – 9,5; в Финляндии – 9,7. В списке из 179 стран мира по уровню восприятия коррупции мы занимаем 143-ю позицию. Сомали занимает 179 позицию.

В 2010 г. Россия оказалась на 154 месте из 178 мест по индексу уровня коррупции. При этом коррупционный оборот в нашем Отечестве оценивается в 300 млд. Долларов.

Анализ антикоррупционной деятельности государства и муниципальной власти в России говорит о том, что акценты расставлены в направлении борьбы с коррупцией и почти не остановлено внимание на ее предупреждение.

Предупреждение коррупции должно быть основании на системе мер и мероприятий, которые позволят обеспечить эффективность и качество организованных и предоставленных населению и каждому жителю в отдельности услуг, прозрачность и открытость деятельности государственных и муниципальных служащих. Системный подход к решению проблемы предупреждения и пресечения коррупции – очень сложная и многоаспектная задача, которая позволит получить положительный результат.

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Государственная коррупция существует поскольку, постольку чиновник может распоряжаться не принадлежащим уму ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги, иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник – государственная казна, если не законен – то это собственность того лица, которого пытается обобрать чиновник.

Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правовыми актами, и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Между этим явлением и коррупцией в узком смысле этого слова грань весьма размытая. Очень редко должностное лицо может извлечь незаконную выгоду из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в свою противоправную деятельность других людей, как это бывает.

Профессор В.А. Шабалин, анализируя зарубежные источники по проблемам политики и преступности, определяет политическую коррупцию как "... девиантное политическое поведение, выражающееся в нелигитимном использовании господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти"

В свою очередь А.И. Гуров отмечает, что «политическая коррупция - это когда чиновники аппарата вступают в противоречие с нормами морали и закона не столько из-за получения взяток, сколько из-за политической выгоды, родственных связей, кумовства и т.п.»

П.А. Кабанов дает следующее криминологическое определение политической коррупции как "...совокупности совершенных преступлений должностными лицами органов государственной власти или претендентами на эти должности, либо по их поручению другими лицами, с использованием своего служебного, имущественного или иного положения вопреки интересам других лиц и общества в целях занятия, сохранения, распределения или утраты соответствующей государственной должности, в определенном государстве (или регионе) за определенный период времени".

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).

Термин «бытовая коррупция» применяется к обычным гражданам, которые дают взятку для улучшения своих потребностей (небольшие выгоды и суммы).

Коррупционное поведение без участия клиента называется монокоррупцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: