Премиальная система

Источниками выплаты премий являются фонд заработной платы и прибыль.

Основными задачами системы премирования являются:

· стимулирование выполнения планов и договорных обязательств по поставкам продукции;

· повышение заинтересованности в улучшении качества продукции;

· стимулирование повышения производительности труда;

· повышение заинтересованности в снижении себестоимости производства продукции; \

· повышение заинтересованности в экономии всех видов материальных ресурсов;

· стимулирование создания и освоения новой технологии и техники.

Исходя из этих задач поощрительные системы различаются по целевому назначению, определяющему как форму, так и содержание механизма взаимосвязи поощрительной оплаты с основным заработком. С этой точки зрения можно выделить три группы поощрительных систем.

К первой группе относятся премиальные системы, увязывающие основную заработную плату с уровнем выполнения и перевыполнения показателей, выходящих за пределы основной нормы труда работника или коллектива. Это наиболее распространенные системы, предусматривающие дополнительное поощрение за достижение конкретных количественных и качественных параметров, заранее известных работнику или коллективу.

Ко второй группе относятся премиальные системы, увязывающие основную заработную плату с какими-то определенными достижениями: вознаграждение по итогам работы предприятия за год, премирование за экономию материальных и топливно-энергетических ресурсов, освоение производственных мощностей, содействие изобретательству и рационализации, за сбор и сдачу отходов производства для их вторичного использования и др. Особое место в системе премирования занимает вознаграждение по итогам работы за год, которое относится к особому виду материального поощрения, поскольку выплачивается работнику сверх основной и дополнительной заработной платы. Источником его выплаты является прибыль предприятия. Размер этой премии зависит от коллективных годовых результатов труда и стажа работы на предприятии.

К третьей группе относятся премиальные системы, увязывающие основную заработную плату с личными деловыми качествами работников, уровнем их профессионального мастерства, отношением к работе. К ним относятся прежде всего доплаты и надбавки стимулирующего характера: за профессиональное мастерство, совмещение профессий (должностей), расширение зон (норм) обслуживания, за выполнение прежнего или большего объемов работ меньшей численностью. Эти поощрения устанавливаются небольшому кругу работников, которые достигают устойчивого более эффективного использования своего рабочего времени или высоких профессиональных качеств.

Показателями премирования рабочих, занятых в основном производстве, могут быть:

· выполнение и перевыполнение производственных заданий, технически обоснованных норм, нормированных заданий;

· рост производительности труда, снижение трудоемкости изделий, освоение новых норм выработки (времени и обслуживания);

· повышение качества продукции и выполняемых работ по сравнению с нормативными и плановыми заданиями;

· соблюдение технологического режима, графиков работы, обеспечение ритмичности производства;

· экономия сырья, материалов, инструментов и других материальных ценностей по сравнению с нормами или планом.

При организации премирования рабочих, занятых обслуживани
ем основного производства, в качестве показателей премирования
могут быть: |

· обеспечение бесперебойной и ритмичной работы оборудования по выпуску продукции;

· улучшение коэффициента использования оборудования;

· увеличение межремонтного периода эксплуатации и сокращения затрат на обслуживание и ремонт;

· бесперебойное обеспечение рабочих мест инструментом и оснасткой и др.

Система премирования служащих, специалистов и руководителей предприятия должна быть направлена на достижение стоящей перед коллективом цели. Служащие и специалисты оказывают непосредственное влияние в первую очередь на результаты работы своего структурного подразделения и опосредованно на результаты работы цеха и предприятия. Поэтому показатели премирования руководителей, специалистов и служащих цехов должны быть увязаны с задачами, стоящими перед цехом. Такими показателями могут быть, например, выполнение и перевыполнение плана по производству продукции, производительности, повышение качества продукции, ритмичность производства и др.

Руководящие работники предприятия отвечают за осуществление всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, поэтому для них предусматривается поощрение за каждый из основных показателей хозяйственной деятельности: объем реализованной продукции; полученный размер прибыли, уровень рентабельности и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: