Выбор изданий и теле-радиопрограмм, о чем мы говорили в предыдущем разделе,– важный показатель. Но он ничего не говорит о том, почему выбор именно таков, а мотивы могут быть разные: получаю оперативную информацию, интересно, практически полезно, расширяет кругозор, важно для работы, помогает расслабиться, отдохнуть, читаю по традиции, потому что семья давно выписывает, читают (смотрят, слушают) мои друзья и т. д.
Один из наиболее полных списков различных мотивов обнаружили эстонские социологи при опросе около тысячи молодых эстонцев при ранжировании ответов на вопрос «Почему Вы обращаетесь к теле- и радиоканалам?».
1. Расширить свой кругозор
2. Слушать музыку
3. Получить новости о своем городе, районе, республике
4. Отдыхать, развлекаться
5. Получать новости о зарубежных странах
6. Быть в курсе проблем молодежи у нас и за рубежом
7. Получать эстетическое наслаждение
8. Слушать, видеть, читать кое-что приключенческое
9. Получать приятный фон для своих дел
10. Получать новости о других республиках, о Советском Союзе
|
|
11. Получать материалы – повод для совместного раздумья и рассуждения
12. Получить практические советы
13. Лучше понять сущность современных событий
14. Слушать, смотреть, читать что-нибудь смешное
15. Получать оперативную информацию
16. Узнать, какая будет погода
17. Узнать оценки и мнения о различных явлениях
18. Получить авторитетную информацию
19. Узнать точное время
20. Быть в курсе проблем, о которых говорят в кругу моих знакомых
21. Избавиться от уединения, одиночества
22. Получить подтверждение своим мыслям
23. Слушать- видеть- читать кое-что критическое о разных событиях и проблемах
24. Чувствовать себя участником событий в мире
25. Получать радость от решения кроссвордов, викторин и т. п.
26. Получить помощь для решения проблем, возникающих в жизни
Мотивацию аудитории по отношению к разным СМИ (телевидению, радиовещанию, печати) демонстрирует исследование аудитории Ленинградской области (1985)*. Ниже представлены мотивы обращения в СМИ (табл. 19).
Таблица 19
Мотивы обращения к разным СМИ
(в % к числу опрошенных)
Мотивы | Телевидение | Радио | Газеты |
Узнать новости о событиях в нашей стране | |||
Узнать новости о событиях за рубежом | |||
Отдохнуть, восстановить силы | |||
Узнать о каких-либо занимательных событиях или происшествиях | |||
Получить удовлетворение от произведений литературы, искусства | |||
Отвлечься от житейских забот и волнений | |||
Найти ответы на нравственные проблемы, которые волнуют | |||
Получить сведения и советы, полезные для любимых занятий во время досуга | |||
Повысить свой общеобразовательный уровень | |||
Углубить свои профессиональные знания и опыт | |||
Пережить острые, волнующие впечатления | |||
«Убить время», когда нет других занятий |
Как видим, люди хотят, прежде всего, узнать новости, отдохнуть, расширить свой кругозор и получить полезную для жизни информацию. Конечно, телевидение незаменимо для проведения досуга. Но и вообще оно наиболее полно способно удовлетворить потребности человека во всех его функциональных ожиданиях.
|
|
С тех пор структура функциональных ожиданий аудитории претерпела немного изменений. Люди довольно консервативны в своих предпочтениях относительно базовых мотивов, связанных с базовыми потребностями, и функциональных ожиданий. Конечно, это не застывшая картина: она связана и с переменами в обществе, с изменением образа жизни и культуры населения, но главным образом, пожалуй, с динамикой самих СМИ.
Правда, на уровне представлений населения о задачах местных СМИ кардинальных изменений не произошло. Соотношение их функциональных ориентаций в 2002 г. почти такое же, как и в 1960–1980 гг. Однако довольно сильно изменились ориентации руководителей органов власти и журналистов. Они стали чуть ближе к ориентациям аудитории, хотя «ножницы» до сих пор значительные и их не может не быть, потому что у властей основные задачи – организаторские и идеологические, у журналистов – информационные, а у аудитории практические. Познакомимся с сопоставительными данными, полученными Независимым институтом коммуникавистики «СМИ и органы местного самоуправления» (табл. 20).
Таблица 20