Функциональные ожидания от СМИ, мотивы выбора

Выбор изданий и теле-радиопрограмм, о чем мы говорили в предыдущем разделе,– важный показатель. Но он ничего не говорит о том, почему выбор именно таков, а мотивы могут быть разные: получаю оперативную информацию, интересно, практически полезно, расширяет кругозор, важно для работы, помогает расслабиться, отдохнуть, читаю по традиции, потому что семья давно выписывает, читают (смотрят, слушают) мои друзья и т. д.

Один из наиболее полных списков различных мотивов обнаружили эстонские социологи при опросе около тысячи молодых эстонцев при ранжировании ответов на вопрос «Почему Вы обращаетесь к теле- и радиоканалам?».

1. Расширить свой кругозор

2. Слушать музыку

3. Получить новости о своем городе, районе, республике

4. Отдыхать, развлекаться

5. Получать новости о зарубежных странах

6. Быть в курсе проблем молодежи у нас и за рубежом

7. Получать эстетическое наслаждение

8. Слушать, видеть, читать кое-что приключенческое

9. Получать приятный фон для своих дел

10. Получать новости о других республиках, о Советском Союзе

11. Получать материалы – повод для совместного раздумья и рассуждения

12. Получить практические советы

13. Лучше понять сущность современных событий

14. Слушать, смотреть, читать что-нибудь смешное

15. Получать оперативную информацию

16. Узнать, какая будет погода

17. Узнать оценки и мнения о различных явлениях

18. Получить авторитетную информацию

19. Узнать точное время

20. Быть в курсе проблем, о которых говорят в кругу моих знакомых

21. Избавиться от уединения, одиночества

22. Получить подтверждение своим мыслям

23. Слушать- видеть- читать кое-что критическое о разных событиях и проблемах

24. Чувствовать себя участником событий в мире

25. Получать радость от решения кроссвордов, викторин и т. п.

26. Получить помощь для решения проблем, возникающих в жизни

Мотивацию аудитории по отношению к разным СМИ (телевидению, радиовещанию, печати) демонстрирует исследование аудитории Ленинградской области (1985)*. Ниже представлены мотивы обращения в СМИ (табл. 19).

Таблица 19

Мотивы обращения к разным СМИ
(в % к числу опрошенных)

Мотивы Телеви­дение Радио Газеты
Узнать новости о событиях в нашей стране      
Узнать новости о событиях за рубежом      
Отдохнуть, восстановить силы      
Узнать о каких-либо занимательных событиях или происшествиях      
Получить удовлетворение от произведений литературы, искусства      
Отвлечься от житейских забот и волнений      
Найти ответы на нравственные проблемы, которые волнуют      
Получить сведения и советы, полезные для любимых занятий во время досуга      
Повысить свой общеобразовательный уровень      
Углубить свои профессиональные знания и опыт      
Пережить острые, волнующие впечатления      
«Убить время», когда нет других занятий      

Как видим, люди хотят, прежде всего, узнать новости, отдохнуть, расширить свой кругозор и получить полезную для жизни информацию. Конечно, телевидение незаменимо для проведения досуга. Но и вообще оно наиболее полно способно удовлетворить потребности человека во всех его функциональных ожиданиях.

С тех пор структура функциональных ожиданий аудитории претерпела немного изменений. Люди довольно консервативны в своих предпочтениях относительно базовых мотивов, связанных с базовыми потребностями, и функциональных ожиданий. Конечно, это не застывшая картина: она связана и с переменами в обществе, с изменением образа жизни и культуры населения, но главным образом, пожалуй, с динамикой самих СМИ.

Правда, на уровне представлений населения о задачах местных СМИ кардинальных изменений не произошло. Соотношение их функциональных ориентаций в 2002 г. почти такое же, как и в 1960–1980 гг. Однако довольно сильно изменились ориентации руководителей органов власти и журналистов. Они стали чуть ближе к ориентациям аудитории, хотя «ножницы» до сих пор значительные и их не может не быть, потому что у властей основные задачи – организаторские и идеологические, у журналистов – информационные, а у аудитории практические. Познакомимся с сопоставительными данными, полученными Независимым институтом коммуникавистики «СМИ и органы местного самоуправления» (табл. 20).

Таблица 20


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: