Самостоятельная работа - важнейшая форма учебного процесса. Это
планируемая учебная, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно получать знания, используя различные источники, систематизируя полученную информацию, давая оценку конкретным ситуациям. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
О важности этой формы учебной деятельности студента свидетельствует тот факт, Государственным стандартом предусматривается, что она составляет не менее 50% часов из общей трудоемкости дисциплины. Таким образом, обучение в МБИ включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения.
|
|
Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:
- изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем «Консультант-плюс», «Гарант», ресурсов Интернета;
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
- подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
Курсовая работа является одной из важных форм самостоятельной работы студентов в процессе изучения курса макроэкономики. При написании курсовой работы студенты изучают важнейшие и наиболее сложные проблемы экономической теории, учатся анализировать современные явления экономической жизни общества, делать на основе этого теоретические и критические выводы.
При написании курсовой работы от студента требуется всестороннее проявление личной инициативы. В этом состоит главное отличие данной формы обучения от обучения на лекционных, семинарских, практических групповых и других аналогичных занятиях.
В процессе выполнения курсовой работы студенты углубляют полученный теоретический материал, развивают навыки научной работы. Все это предопределяет следующие требования к выполнению курсовых работ:
|
|
- глубокая проработка рассматриваемых проблем на основе анализа и обобщения экономической литературы по избранной теме;
- широкое использование статистических данных, отражающих характер развивающихся экономических процессов применительно к теме исследования;
- логичная систематизация цифровых данных в форме таблиц, применение графического анализа, обобщение фактического материала с последующими выводами о тенденциях развития экономических явлений;
- критический подход к изучаемым теоретическим и фактическим материалам с целью выявления оптимальных оценок развития эффективности экономической деятельности;
- аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;
- литературное, логически последовательное и самостоятельное изложение материала;
- оформление курсовой работы в соответствии с установленными требованиями.
Практика написания студентами курсовых работ показывает, что весь процесс подготовки, выполнения и защиты работы состоит из последовательных этапов:
- подбор и первоначальное ознакомление с литературой;
- составление плана;
- изучение подобранной литературы;
- подготовка текста и оформление работы.
Все вышеперечисленные этапы различаются по своей сложности и количеству затрачиваемого времени на осуществление каждого этапа. Ниже кратко остановимся на указанных этапах.