Ситуация 3. Экономическая оценка влияния автомобильного транспорта на загрязнения атмосферы в городе Омске

При экономической оценке проектных решений необходимо выполнить:

1. Определение пробеговых выбросов на проектируемом участке дороги по основным видам загрязняющих веществ

2. Определение выбросов на холостом ходу по основным видам загрязняющих веществ

3. Определение экономической оценки ущерба от выбросов каждого вида нормируемого загрязняющего вещества автотранспорта в атмосферу

Автотранспортный комплекс (АТК) играет важную роль в развитии экономики страны, но в то же время оказывает негативное влияние на окружающую среду и общество. Суммарный объем выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) на территории РФ составляет порядка 35 млн. тонн в год, из них 60% приходится на АТК. Номенклатура выбросов составляет около 300 наименований.

По Омской области суммарные выбросы ЗВ в атмосферный воздух в 2006 году составили 659,1 тыс. тонн, в том числе: от стационарных источников промышленности 234,8 тыс. тонн (36% от суммы выбросов); от АТК (стационарных и подвижных источников) 424,3 тыс. тонн (64% от суммы выбросов).

Проблема защиты воздушного бассейна от выбросов ЗВ с отработавшими газами (ОГ) автотранспорта является наиболее актуальной и экологически значимой в связи: с ростом парка личного автотранспорта, который с 2001г. по 2006 г. увеличился в г. Омске на 31 % и составил 160 автомобилей на тысячу жителей; непосредственной близостью источников загрязнения к жилым районам; расположением источников загрязнения вблизи земной поверхности, в результате чего ОГ скапливаются в зоне дыхания людей.

В состав ОГ входят в основном газообразные вещества и небольшое количество твердых частиц, находящихся во взвешенном состоянии. По характеру воздействия на организм человека вещества, составляющие ОГ, разделяются на нетоксичные и токсичные. К нетоксичным веществам относятся азот, кислород, пары воды и диоксид углерода (CO2). К токсичным веществам относятся оксид углерода (СО), углеводороды, оксиды азота, оксиды серы, альдегиды, бензопирен, сажа, свинец и др. Основной вклад в суммарную токсичность ОГ карбюраторных двигателей вносят оксид углерода (СО), оксиды азота, углеводороды, а дизельных - оксиды азота, углеводороды, оксиды серы и сажа. Массовое содержание токсичных нормируемых компонентов в ОГ от автотранспорта при сжигании 1 кг топлива приведено в табл. 1. Для сгорания 1 кг топлива необходимо 15 кг воздуха. Отсюда массовая концентрация ЗВ в ОГ карбюраторного двигателя равна 1,9%, дизельного - 0,6 %.

Загрязняющие вещества автотранспорта имеют различный токсикологический эффект. Оксид углерода (СО) обладает выраженным отравляющим действием.

Таблица 1- Содержание нетоксичных компонентов ОГ автотранспорта с разными типами двигателей, % от объема

Компонент Формула Содержание в ОГ двигателей
карбюраторных дизельных
Азот N2 74 – 77 76 - 78
Кислород O2 0,3 - 8,0 2 – 18
Пары воды H2O 3,0 - 5,5 0,5 - 4,0
Диоксид углерода CO2 5,0 - 12,0 1,0 – 10,0

Таблица 2 - Содержание токсичных компонентов в ОГ автотранспорта при сжигании 1 кг топлива

Компонент Формула Карбюраторных двигателей Дизельных двигателей
г % г %
Оксид углерода CO   73,8   25,5
Углеводороды CxHy   6,6   8,2
Оксиды азота NOx   18,1   38,8
Оксиды серы SOx   0,7   21,4
Альдегиды     0,3   1,0
Сажа C 1,5 0,5   5,1
итого   304,5      

Он нарушает окислительные процессы в организме человека, так как вступает в реакцию с гемоглобином крови, замещая в нем кислород. Часто наступает отравление даже небольшими дозами оксида углерода. При больших дозах (свыше 1 %) наступает потеря сознания и смерть.

Оксиды азота, превращаясь в диоксиды, еще более вредны для человеческого организма, чем оксиды углерода. При контакте диоксида азота с влажной поверхностью (слизистые оболочки глаз, носа, бронхов) образуются азотная и азотистая кислоты, раздражающие слизистые оболочки и поражающие ткань легких. Воздействие оксидов азота нельзя ослабить никакими нейтрализующими действиями. Кроме того, они участвуют в фотохимических реакциях образования смога.

В составе ОГ содержится несколько десятков углеводородных соединений. Особенно опасными являются канцерогенные углеводороды. Резкое увеличение заболеваний раком легких в последнее время связывают с повышением содержания канцерогенов в атмосферном воздухе.

Сажа - частицы твердого углерода, также очень опасный компонент ОГ. Она является носителем канцерогенных углеводородов, адсорбирующихся на ее поверхности и сохраняющихся долгое время.

Около 70 – 80 % свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, вместе с ОГ попадает в атмосферный воздух. Соединения свинца накапливаясь в организме, вызывают изменения кроветворных органов и нарушения в обмене веществ. Оксиды серы угнетающе действуют на кроветворные органы человека.

Учет токсикологического эффекта ЗВ становится все более актуальным в связи с ухудшением в последние годы важнейших показателей здоровья населения г. Омска: репродуктивным здоровьем женщин, младенческой смертностью, динамикой специфических заболеваний и первичной заболеваемости злокачественными новообразованиями. Все вредные вещества совместно и раздельно действуют на окружающую среду, здоровье населения и наносят значительный экологический ущерб.

Ущерб от воздействия атмосферных загрязнений на состояние окружающей среды и экономику регионов, а так же отдельных природопользователей проявляется в повышении заболеваемости населения, в негативных последствиях загрязнения водных ресурсов и почв атмосферными осадками, снижении урожайности сельскохозяйственных культур, снижении биопродуктивности природных комплексов, преждевременном износе основных фондов, влекущем дополнительные затраты на их ремонт, а также дополнительные затраты на очистку территорий, стирку одежды и т.д., в потерях от снижения рекреационного потенциала территорий и мест отдыха, других потерь, связанных с негативными материальными, социальными и экологическими процессами.

На величину выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) на проектируемом участке влияет состав транспортного потока

Анализ транспортного потока по экологическому воздействию на атмосферу проведен на основе методики расчетов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ автотранспортом на городских магистралях. Данная методика, разработанная специалистами МАДИ и НИИАТ, содержит данные по выбросам ЗВ для различных типов подвижного состава. Эти данные приведены ниже в табл. 3-4.

Таблица 3- Нормы пробеговых выбросов загрязняющих веществ при скорости
30-45 км/ч

Вид транспортного средства Тип ДВС Пробеговые выбросы загрязняющих веществ, г/км
CO CH NOx C SO2 Pb
Легковые автомобили и автобусы особо малой вместимости карб. 33,6 5,9 0,6   0,14 0,017
Грузовые автомобили грузоподъемностью от 2 до 5т и автобусы малой вместимости карб. 52,9 7,1 1,3   0,2 0,025
Грузовые автомобили грузоподъемностью от 5 до 10т и автобусы средней вместимости карб. 74,9   2,1   0,28 0,033
диз. 3,4 1,6 2,7 0,3    
Грузовые автомобили грузоподъемностью от 10 до 14т и автобусы большой вместимости карб.   14,2 2,4   0,35 0,042
диз. 3,6 1,7   0,3 1,3  
Грузовые автомобили грузоподъемностью более 14т и автобусы особо большой вместимости диз. 3,8 1,7 4,1 0,4 1,5  

Таблица 4 - Нормы выбросов загрязняющих веществ на холостом ходу

Вид транспортного средства Выбросы ЗВ на холостом ходу г/час
CO CH NOx C SO2 Pb
Легковые автомобили и автобусы особо малой вместимости карб. 4,5 0,4 0,05   0,012 0,0024
Грузовые автомобили грузоподъемностью от 2 до 5т и автобусы малой вместимости карб. 8,1 0,4 0,11   0,016 0,0032
Грузовые автомобили грузоподъемностью от 5 до 10т и автобусы средней вместимости карб. 18,1 2,9 0,1   0,029 0,0049
диз.            
Грузовые автомобили грузоподъемностью от 10 до 14т и автобусы большой вместимости карб. 23,4 3,3 0,2   0,035 0,0049
диз. 4,6 0,5 0,6 0,03 0,1  
Грузовые автомобили грузоподъемностью более 14т и автобусы особо большой вместимости диз. 4,6 0,5 0,6 0,03 0,1  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: