Организационные аспекты прохождения научно-исследовательской практики

После изучения программы и методических рекомендаций по прохождению практики магистрант составляет список вопросов, которые он хочет для себя прояснить. Если он нуждается в консультации, он должен сообщить менеджеру кафедры о необходимости проведения ее для него. Если за неделю до официального начала практики набирается не менее трех таких заявок, то проводится одна консультация для всех групп, которые в ближайшее время должны пройти научно-исследовательскую практику. В противном случае магистрант либо подходит к руководителю научно-исследовательской практики в индивидуальном порядке (в часы его присутствия на кафедре), либо самостоятельно начинает данную работу (если после прочтения программы и методических рекомендаций по прохождению практики схема работы ему уже понятна). При этом если руководитель научно-исследовательской практики считает нужным выдать каждому магистранту (магистрантам) сформулированное исключительно для него (них) задание, то консультация для всей группы должна быть проведена обязательно.

Первый раздел практики посвящен основам учебной работы магистранта.

Для начала работы магистрант, во-первых, должен выбрать дисциплину, по которой хочет написать свою учебную работу. Если он планирует освоить такую часть ОК-2 как «способность к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности», то он выбирает направление «Финансовый менеджмент» напрямую не связанное с аспектами, изучаемыми в его направлении магистратуры. В противном случае он выбирает одну из дисциплин, изучаемых в рамках магистратуры. Все действия по первому разделу научно-исследовательской практики «Основы учебной студенческой работы» должны быть связаны с одной дисциплиной.

В рамках выбранной дисциплины он может начать с дополнительной работы и подготовить учебную программу по ней. В ней определяется перечень форм оценочных средств (задание, задачи, контрольная работа, тесты, собеседование, коллоквиум, реферат, выступление на семинаре и т.п.) и технологий обучения (лекция, семинар, лабораторная работа, курсовая или контрольная работа, экзамен или зачет). Иногда в учебной программе могут присутствовать и другие аспекты. Например, расписан процесс набора баллов за реализацию каждого вида задания, задачи, контрольной работы, тестов, собеседования, коллоквиума, реферата и т.п. Объяснены критерии обуславливающие выставление той или иной суммы баллов, изложен процесс и требования, предъявляемые к экзамену или зачету. Тем не менее, эти элементы в учебной программе обычно излагаются в разрозненном виде в форме пояснения отдельных заданий по данной дисциплине.

Во-вторых, при подготовке лекционного материала магистрант должен выбрать тему, по которой будет его писать. Выбранная тема должна иметься в программе или учебно-методическом комплексе выбранной им дисциплины. Упоминание УМК обусловлено тем, что в нем многие вопросы раскрываются более подробно чем в программе и магистрант может выбрать более детальное изучение того или иного аспекта. Например, если в программе есть тема «управление запасами», то магистрант имеет право выбрать одну из тем: «логистика запасов», «совершенствование работы с поставщиками сырья и материалов», «управление готовой продукцией» и т.п. Выбор темы отсутствующей в этих документах допускается лишь, если на заседании кафедры уже утверждены ее будущие изменения и принята необходимость подготовки материала по этой новой теме. При этом не рекомендуется использовать темы полученные магистрантом под запись от преподавателя, так как при совпадении лекционного материала магистранта с текстом лекции преподавателя работа магистранта не зачитывается. Предлагается использовать те темы, которые были даны преподавателем для самостоятельного изучения. С этой позиции наиболее привлекателен выбор дисциплины «Финансовый менеджмент», так как по сравнению с другими дисциплинами кафедры в ней наибольшее число тем, дающихся на самостоятельное исследование.

При подготовке лекционного материала рекомендуется пользоваться как классическими, так и современными источниками литературы. Причем последних должно быть существенно больше. Предполагается, что будет изучено от 5 до 10 источников литературы. Использовано может быть и два источника, но изучено должно быть не меньше пяти. Помимо лекционного материала, который излагается в тексте практики, в приложении должен быть дан весь материал, на основе которого он составлялся. Если объем первичного материала крайне велик, то допускается его предоставление на диске в виде папки «Исходный лекционный материал». При этом там должны быть выходные данные каждого использованного источника информации и только тот материал, который действительно использовался для подготовки лекционного материала, а не вся книга, статья, интервью, диссертация и т.п.

Разница между баллами, выставляемыми за пороговый и повышенный уровень, объясняется тем, что в первом случае конспект лекций пишется по знакомой магистранту дисциплине, а во втором по неизвестному ему предмету. Это обуславливает необходимость ее более подробного изучения, что и учитывается при выставлении баллов.

В-третьих, он должен выбрать вид учебно-методической работы для заданий по семинарским и самостоятельным работам. Это может быть: хрестоматия, рабочая тетрадь, сборник задач, сборник заданий, сборник тестов, учебно-справочное издание, учебно-терминологический словарь (пояснение каждого вида учебной работы дано в глоссарии). Завершенное издание по одному из видов учебно-методической работы должно позволять полностью освоить все компетенции, присущие той или иной дисциплине. При этом общее число элементов (в сборнике задач одним элементом будет одна задача; в учебно-терминологическом словаре – одно определение; и т.п.) входящих в состав любого учебно-методического издания должно быть не менее 100[1].

В рамках порогового уровня компетенций на основе выбранного вида учебной работы магистрант должен подготовить 20 практических заданий, которые могут быть проверены на семинарском занятии и 20 заданий, которые могут быть проверены в результате самостоятельной работы. Допускается формулировка заданий в рамках двух разных учебных изданий – отдельных изданий для семинарских и самостоятельных заданий.

В рамках повышенного уровня компетенций обязательна подготовка не менее половины хрестоматии, рабочей тетради, сборника задач, сборника заданий или учебно-справочного издания. При этом не допускается подготовка учебно-методических работ по выбранной дисциплине, которые уже имеются на данной кафедре (во избежание их копирования) и совпадения тем работ с работами других магистрантов на этом курсе. Например, если один магистрант решил по дисциплине «Оперативное финансовое управление» составить сборник задач по разделам «Управление оборотными средствами» и «Управление денежными потоками», то другой магистрант с его курса выбравший ту же дисциплину, либо должен взять другие разделы, либо по этим разделам написать другой вид учебной работы. Если на кафедре уже есть сборник заданий по дисциплине «Оперативное финансовое управление», то магистрант может подготовить сборник заданий по разделу «Управление оборотными средствами», являющейся элементом данной дисциплины. Поощряется объединение магистрантов в группы по два человека и совместная подготовка ими одного полного учебно-методического издания. В зависимости от качества их работы может быть осуществлено премирование каждого такого магистранта до 20 баллов.

Второй раздел практики посвящен основам научной работы магистранта.

Для освоения повышенного уровня компетенций первым делом готовится программа научных исследований. Обычно она представляет собой подробный план научных исследований с объяснением предпосылок лежащих в его основе и процесса его реализации с указанием сроков выполнения каждого элемента (ее определение дано в глоссарии). При этом в ней должна быть указано, как подготовка статьи поможет ее реализации.

Во-вторых, подготовить либо обзорную статью (на пороговый уровень), либо научную практическую статью (на повышенный уровень). Для их подготовки помимо вышеперечисленных источников литературы можно использовать нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия, словари, монографии, диссертации или их авторефераты и др. Необходимые источники можно найти в Интернете, библиотеке ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)», других библиотеках города, книжных магазинах и т.п. Основное отличие обзорной статьи от теоретической научной в том, что в первом случае после изучения мнений авторов нужно выбрать лучшее из этих мнений и обосновать причины этого выбора, а во втором случае формулируется новая точка зрения на изучаемую проблему или предлагаются свои меры по ее решению. При этом следует помнить, что написанная статья должна быть взаимосвязана с программой научного исследования.

В-третьих, выступление на научном кружке с подготовленным докладом на свою статью и активное участие в критике работ других выступающих на научном кружке. В результате магистрант осваивает такую часть ОК-2 как «способность к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности».

При выступлении на основе подготовленного им конспекта лекций или новой программы семинарского занятия в рамках научно-методического семинара, посвященного повышению качества этих занятий и активного участия в процессе критики результатов учебной и научной деятельности других магистрантов выступающих на лекции и на заседании научного кружка еще раз осваивается ОК-2 и ПК-13.

Типичная схема взаимодействия студента с руководителем практики предполагает осуществление ряда действий. Во-первых, либо после получения конкретного задания (на консультации), либо после начала самостоятельной работы магистрант окончательно определяет и формулирует темы своего лекционного материала, семинарских и самостоятельных заданий и тему своей статьи (с указанием ее типа: обзорная или научная). Их он высылает по электронной почте на утверждение руководителю практики, передает через менеджера кафедры или утверждает их при личной встрече. Узнать конкретную форму взаимодействия, предпочитаемую руководителем научно-исследовательской практики можно у менеджера кафедры «Финансовый менеджмент». Если магистрант пропускает этот этап, то он должен быть абсолютно уверен, что все темы он выбрал правильно, так как в противном случае ему придется переделывать всю практику, получив замечание «изложенный материал не взаимосвязан с направлением магистратуры или финансового менеджмента. После утверждения высланных тем, практикант выполняет стоящие пред ним задачи с учетом всех имеющихся требований и на основе предоставленных образцов. Процесс выполнения всех заданий предполагает периодическое консультирование с руководителем научно-исследовательской практики, который должен принять решение о допуске или не допуске их до защиты. Если общение происходит только по электронной почте, то защита отчета должна быть проведена обязательно. Если консультации происходят в процессе личного общения, то научный руководитель может освободить магистранта от формальной процедуры защиты, если в результате ряда собеседований с ним магистрант в неформальном порядке уже защитил основные результаты своей работы.

Далее магистрант готовит доклад по своей научной или обзорной статье и готовится к выступлению на научно-методическом семинаре посвященного повышению качества лекционных и семинарских занятий, а потом сообщает о своей готовности к участию в научном кружке либо руководителю научно-исследовательской практики, либо менеджеру кафедры «Финансовый менеджмент». Для проведения научного кружка необходимо, чтобы в нем участвовали не менее чем три магистранта. После набора нужного количества сообщений о готовности магистрантов руководитель научно-исследовательской практики или менеджер кафедры «Финансовый менеджмент» сообщают практиканту о дате, времени и месте проведения научного кружка. После заседания научного кружка магистрантам сообщается число уже набранных ими баллов. Если их число кажется им недостаточным, то они могут повысить качество своих работ в результате исправления еще не исправленных замечаний. Если повторная защита проходит лучше чем первая, то они за нее могут получить большее число баллов. Для проведения научно-методического семинара посвященного повышению качества лекционных и семинарских занятий, необходимо согласовать дату его проведения с ведущими преподавателями кафедры. В этой связи сообщить о готовности к выступлению лучше недели за две до желаемого момента выступления.

При этом магистрант с согласия научного руководителя может выступить с докладом и на научном мероприятии более высокого уровня, чем научный кружок. Например, на научно-методическом семинаре или научной конференции. Однако эти научные мероприятия должны пройти в установленные сроки научно-исследовательской практики, что бывает крайне редко. В связи с этим основным местом выступления докладчика обычно является научный кружок, для работы которого достаточно собрать не менее трех магистарнтов.

Если все параграфы научно-исследовательской практики своевременно предоставлены на проверку научному руководителю, обсуждение и защита всех основных элементов работ прошла при его присутствии, то в формальной процедуре защиты итогового отчета нет необходимости. Если же у научного руководителя есть сомнения в уровне подготовке магистранта (например, если защита доклада на заседании научного кружка проводилась в присутствии другого преподавателя), то он может предложить студенту защитить итоговый вариант отчета по научно-исследовательской практике. В процессе защиты может быть предложено, пояснить мимолетно упомянутые явления или процессы; выделить основные аспекты среди всех перечисленных и обосновать, почему именно они основные; по ошибкам в докладе; по факторам, влияющим на его содержание, но не затронутым в выступлении; по тенденциям, которые могут возникнуть в данной области; и иным аспектам. В процессе защиты отчета по научно-исследовательской практике нужно показать глубокие знания по исследуемой теме, свободно, без чтения текста доклада, оперировать данными исследования, вносить обоснованные предложения, уверенно, вежливо и лаконично отвечать на поставленные вопросы и замечания присутствующих.

При этом следует помнить, что оценку «отлично» невозможно получить, даже выполнив идеально все задания порогового уровня, так как эти задания качественно отличаются от заданий с повышенным уровнем требований. В связи с этим важно заранее решить, к какой оценке следует стремиться. При этом нужно помнить, что оценки по любой практике являются единственными, которые потом невозможно исправить.

Если подходящий напарник для написания учебно-методического издания не нашелся, то можно самостоятельно подготовить его в полном объеме и получить за это 20 премиальных баллов. Если принято решение набирать премиальные баллы за статью, то дополнительной работой будет оформление статьи под требования указанные в информационном письме выбранной конференции или на сайте выбранного журнала. При наличии замечаний у рецензента этого журнала статья должна быть доработана в указанном направлении. Учитывая, что требования для статей на конференцию и в журналах не входящих в список рекомендованных ВАК отличаются в основном по объему работы, то выбор журнала в качестве источника публикации – очевиден. Так на конференциях обычно требуют, чтобы объем статьи был от 1 до 10 страниц, а в журналах от 8 до 20 страниц. Кроме того, баллов за публикацию работы на конференции обычно бывает недостаточно для получения оценки «отлично».

Следует отметить, что и за обзорные статьи можно получить премиальные баллы, если они будут опубликованы в соответствующих журналах. Однако то, что при прочих равных условиях приоритет всегда отдается научным статьям, подтверждает, что всегда есть смысл попробовать написать научную новизну для своей статьи и только когда это не получилось ограничиться публикацией обзорной статьи. В связи с тем, что самый быстрый срок публикации научной работы не превышает 2-х месяцев (в журнале экономический анализ: теория и практика), если магистрант претендует на премиальные баллы, то ему рекомендуется начать практику с написания научной или обзорной статьи.

В качестве бесплатных журналов включенных в перечень ВАК можно назвать: финансы и кредит; экономический анализ: теория и практика; региональная экономика: теория и практика; национальные интересы: приоритеты и безопасность; финансовая аналитика: проблемы и решения; менеджмент в России и за рубежом; экономическая политика; инновации; вопросы экономики. В качестве бесплатных журналов, не включенных в перечень ВАК можно назвать: финансовый менеджмент; экономика, предпринимательство и право; вопросы инновационной экономики; актуальные инновационные исследования: наука и практика; дайджест-финансы.

Образцы выполнения заданий даны в соответствующих приложениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: