Совершенствование управления запасами предприятия на примере ООО «Набережночелнинский автоцентр КАМАЗ»

Актуальность работы обусловлена необходимостью повышения качества управления запасами предприятия, которое оказывает непосредственное влияние на финансовый результат деятельности предприятия. Наличие проблем в этой области на ООО «Набережночелнинский автоцентр КАМАЗ», обусловило его выбор как объекта исследования.

ООО «Набережночелнинский автоцентр КАМАЗ» создано 25 мая 1993 года. Место нахождения: Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Мензелинский тракт, д. 20/2. Основными видами деятельности являются: все виды гарантийного и послегарантийного обслуживания автомобильной техники КАМАЗ; организация сервисного обслуживания, ремонта и технического обслуживания автомобилей КАМАЗ; техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; розничная и оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями; розничная и оптовая торговля автотранспортными средствами, прицепной и специальной техникой.

ООО «Набережночелнинский автоцентр КАМАЗ» принадлежит доля рынка автомобилей и запасных частей КАМАЗ в Республике Татарстан в размере 18 % и 20% соответственно. В результате предприятие на рынках автотехники и запасных частей КАМАЗ в Республике Татарстан занимает 3 и 2 место соответственно, то есть является одним из лидеров в данном секторе экономики Татарстана.

На рис. 1. показана структура продаж по видам продукции за 9 месяцев 2011 года.

Рис. 1. Структура продаж по видам продукции за 9 месяцев 2011 г.

По данным рис. 1 можно сделать следующий вывод: не смотря на то, что основное предназначение автоцентра - это автосервис, в структуре выручки заметно явное преобладание автомобильной техники, причем значения выручки отличаются на порядок. Поэтому система автоцентров является не только средством обеспечения качественного сервиса к автомобилям КАМАЗ, но также и важным звеном в системе товаропроводящей сети корпорации ОАО «КАМАЗ».

В настоящее время управление запасами на предприятии ООО “Набережночелнинский автоцентр КАМАЗ” осуществляется с помощью программного обеспечения «1С.Предприятие 8.2 — Управление торговлей».

Сотрудники бюро закупок и группы снабжения делают анализ прошлых периодов с помощью системы отчетов программного комплекса 1С.Предприятие. По итогам изучения темпов продаж в разрезе номенклатуры делаются выводы о перечне запасов и их количестве для закупки в будущем периоде.

По виду продукции "Автотехника" управление запасами осуществляется по каждой единице автотехники индивидуально. Приобретение данного вида продукции осуществляется по предварительному заказу и предоплате.

Наиболее интенсивное движение ТМЦ происходит в направлении деятельности предприятия связанной с реализацией запасных частей к автомобилям КАМАЗ. Поэтому этот раздел оперативного учета наиболее автоматизирован: номенклатура организована по иерархическим группам, по некоторым особо контролируемым позициям номенклатуры существуют нормы страхового запаса, точки заказа товаров. Сотрудниками бюро закупок используются отчеты в программе 1С для контроля остатков по номенклатуре. Но несмотря на это, оперативное планирование закупок запасных частей основано только на предварительных заявках покупателей, то есть присутствует так называемая "работа под заказ" или "торговля с колес". Это явилось следствием проводимой политики по снижению остатков запасов товарно-материальных ценностей на складах предприятия.

ООО “Набережночелнинский автоцентр КАМАЗ” являясь дилером ОАО КАМАЗ имеет свою субдилерскую сеть, которая в свою очередь заявляет потребность в поставках на будущий период. На основании заявок субдилеров делается корректировка в планах будущих закупок.

По требованиям основного поставщика ОАО «Торгово-финансовая компания КАМАЗ» заявки на поставку товаров вида запасные части к автомобилям КАМАЗ осуществляются в рамкам системы трехмесячного планирования, то есть заявляется потребность на следующие три месяца.

При анализе выявлено, что сотрудниками предприятия не используются методы оптимизации запасов по системе АВС и XYZ.

Анализ схемы работы отдела продаж показал следующую последовательность операций по реализации товаров: Заявка клиента – Обработка менеджером по продажам – Резервирование имеющихся товаров в наличии – Оплата покупателем – Отгрузка.

В данной схеме выявлено отсутствие анализа неудовлетворенного спроса. То есть, нет списка товаров, которых не оказалось на складе в момент обращения клиента.

Не всегда покупатель согласен ждать дозаказанные у нашего поставщика товары. Покупатель может обратиться к конкурентам. В случае отказа покупателя предприятие несет убытки в виде упущенной выгоды.

Схемы организации управления запасами для обеспечения материалами процесса выполнения работ по оказанию сервисных услуг, а также для обеспечения управления запасами при реализации запасных частей и автотехники КАМАЗ представлены на рисунках 2.и 3.

Анализ схем выявил, что в обоих случаях происходит дозаказ недостающих запасов у поставщика.

Причем в случае с ремонтом а/м КАМАЗ длительные задержки в поставках запасных частей приводят к простоям в производственном цеху. Автомобиль, находящийся на ремонте и ожидающий материалов, занимает производственные площади, гидравлический подъемник, который в свою очередь в это время мог бы обслуживать другие автомобили. Расходы на оплату простаивающему рабочему также увеличивают себестоимость ремонта, тем самым снижая экономическую эффективность данного направления деятельности.


Рис. 2. Схема организации управления запасами при реализации товара (запасные части и автотехника КАМАЗ)

Предназначение схемы организации управления запасами -своевременное удовлетворение спроса покупателей товарами (автомобили КАМАЗ и запасные части к ним), а также обеспечение материальными ресурсами предприятия для оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КАМАЗ.

В результате при существующей схеме организации управления запасами спрос на продукцию даже на ближайший месяц спрогнозировать очень тяжело. Фактически заявки покупателей подаются за день - два до поставки, иногда и в день поставки.

Поэтому основными проблемами ООО «Набережночелнинский автоцентр КАМАЗ» является не ежедневное отслеживание состояния запасов, не пополнение его по мере необходимости и простои в производстве.


Рис. 3. Схема организации управления запасами для обеспечения материалами выполнения работ по оказанию сервисных услуг при проведении технического обслуживания, предпродажной подготовки или ремонта а/м КАМАЗ

Для оценки эффективности организации запасов предприятия изучим рентабельность и оборачиваемость запасов (см. табл. 1.)

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: