double arrow

Философия эпохи Возрождения


План занятия:

1. Общая характеристика философии возрождения.

2. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм философии Возрождения.

3. Идея преображения человека в учениях Л. да Винчи, Б. Телезио, П. Помпонацци, Данте.

4. Натурфилософия и естествознание в эпоху Возрождения.

5. Учение Н.Кузанского. Космология Дж. Бруно.

6. Политическая философия Н. Макиавелли.

  1. Модели идеального общества Томаса Мора и Томазо Кампанеллы.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. В чем отличие между средневековой философией и философией эпохи Возрождения?

2. Назовите три этапа в становлении философии Возрождения.

3. Что такое ренессансный антропоцентризм? Чем он отличается от средневекового?

4. Как философы Возрождения трактовали отношение материи и Бога?

5. Как вы понимаете следующее высказывание: «Если средневековый ученый обретал любого рода достоверность из веры и освященных авторитетом церкви писаний, если все свои познавательные и даже практические усилия он основывал на вере в истину Откровения, если благодаря вере в эту истину он обретал гарантию спасения и тем самым вечную жизнь, то после эпохи Возрождения, после Ф. Бэкона, Гоббса и Декарта, всё до­стоверное возможно лишь в той мере, в какой освобождающий сам себя и лишь для самого себя человек оказывается способным гарантировать себе несомненность всего им знаемого и познаваемого»?

6. Расшифруйте понятие «единство многообразия сущего».

7. Гегель писал, что эпоха Возрождения является периодом «разложения того, что было твердо установлено в схоластической философии»; что различие между теологией и философией «представляет собой характер­ную черту перехода к новейшему времени, когда стали полагать, что для мыслящего разума может быть истиной нечто такое, что не является ис­тинным для теологии». Почему стало возможно разложение «твердо уста­новленного в схоластической философии»?

8. Огромную роль в формировании культуры Ренессанса — истинно­го источника гуманистической философии — сыграл феномен гумани­стической образованности». Дайте определение этого понятия.

9. Какой смысл вкладывал Франческо Петрарка в понятие «гуманистическое невежество»?

10. В чем, на ваш взгляд, решительное отличие трактовки человека у Джаноццо Манетти и в средневековой философии?

11. В чем сходство и различие между животными и Человеком, по Лоренцо Балле?

12. Мартин Лютер обвинял Эразма Роттердамского в том, что человеческое в Христе и христианстве значит для него больше, чем божественное. Какие у него были для этого основания?

13. Почему Мишель Монтень объявлял себя последователем древнегреческого скептицизма?

14. Придерживался ли Монтень принципа ренессансного антропоцентризма? Почему?




15. Монтень писал, что рука Бога «управляет всем с одинаковой твердостью. Наши интересы не имеют при этом никакого значения, наши побуждения и оценки его не трогают». Объясните в этой связи, как соотносятся у Монтеня понятия «Бог» и «Природа».

16. Назовите основные положения средневекового аристотелизма.

17. Как Пьетро Помпонацци трактовал понятие личной души?

18. Какое место, по Помпонацци, занимает человек в иерархии сущ­ностей?

19. Как в философии Помпонацци соотносятся понятия «Бог» и «Природа»? Чем отличается трактовка этих понятий у Пьетро Помпонацци и Джулио-Чезаре Ванини?

20. Какой смысл вкладывал в понятие «материя» Симоне Порцио?

21. Чем отличаются трактовки понятия «материя» у Андреа Чезальпино и Симоне Порцио?

22. Каково историко-философское значение Реформации? В чем отли­чие в переосмыслении средневекового аристотелизма у П. Помпонацци, Дж.-Ч. Ванини, С. Порцио и М. Лютера, Ж. Кальвина, П. Рамуса?

23. Как трактуется понятие «человек» у Мартина Лютера? В чем основное отличие толкования отношения человека и Бога у Мартина Лютера и католической церкви?

24. Изложите основные моменты учения Кальвина о предопределе­нии.

25. Чем, на ваш взгляд, объясняется энтузиазм Петра Рамуса в критике учения Аристотеля?

26. Каким образом представлен Бог в учении Николая Кузанского? Как соотносятся у него понятия «Бог» и «Природа»?

27. Что представляет собой тезис Кузанского о совпадении противоположностей? Какими примерами он его иллюстрирует?



28. Согласны ли вы с утверждением, что законы, по которым устроено что-либо конечное, совершенно не действуют в бесконечности и наоборот? Приведите примеры (кроме тех, которые предлагает Николай Кузанский), иллюстрирующие эту идею. Какая идея заключена в следующем рассуждении Николая Кузанского: «Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание... одно­значное приведение неизвестного к известному настолько выше человече­ского разума, что Сократ убедился, что он знает только о своем незнании;

29. Премудрый Соломон утверждал, что все вещи сложны и неизъяснимы в словах... Поскольку это так... то ясно, что всё, что мы желаем познать, есть наше незнание. Если мы сможем достичь этого в полноте, то достиг­нем знающего незнания. Для самого пытливого человека не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудренность в собственном незнании, всякий окажется тем ученее, чем полнее увидит свое незнание».

30. Как, по Пико делла Мирандоле, возникает чувственный мир?

31. Как вы понимаете утверждение Мирандолы «Бог есть всё, он есть всё наилучшим и совершеннейшим образом. Этого бы не было, если бы он не заключал в себе совершенство всех вещей и не отвергал в них то, что есть в вещах несовершенного»?

32. Каким образом Пико делла Мирандола трактовал понятие красо­ты?

33. Каково место Человека в космической иерархии бытия у Пико дел­ла Мирандолы?

34. Из каких идейных предпосылок, на ваш взгляд, вытекает тезис Джордано Бруно о бесконечности Вселенной?

35. Есть ли, на Ваш взгляд, различие между гилозоизмом и пантеизмом, и если есть, то в чем?

36. Какая идея заключена в следующем рассуждении Джордано Бруно: «Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигатель… Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа… и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель»?

37. Пантеизм Николая Кузанского, по которому весь мир – это Бог, называется также панентеизмом (от греческого «пан» + «эн» (в)+ «теос» (Бог). Каковы различия гилозоизма Джордано Бруно и панентеизма Николая Кузанского?

38. Какие принципы положены Томмазо Кампанеллой в учение об иде­альном обществе?

39. В чем заключается сходство утопических моделей Платона и Кампанеллы?

40. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки принципов, по которым живут и трудятся граждане города Солнца?

41. Как вы думаете, может ли благая социальная теория на практике обернуться негативными последствиями? Какова, на ваш взгляд, главная причина этих последствий: несовершенство теории или ее неправильное практическое применение?

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7