double arrow

Европейская история философии Нового времени

План занятия:

  1. Общая характеристика философии Нового времени.
  2. Развитие метода научного исследования (Эмпирический метод Фрэнсиса Бэкона, рационалистический метод Рене Декарта, гносеология Бенедикта Спинозы).
  3. Английская философия 17 века (эмпиризм Джона Локка, субъективный идеализм Д.Беркли, агностицизм Дэвида Юма).
  4. Механистическая картина мира.
  5. Проблема субстанции.
  6. Философия Просвещения.
  7. Теория общественного договора Джона Локка, Томаса Гоббса, Жан-Жака Руссо.
  8. Немецкая классическая философия (И. Фихте, Ф. Шеллинг, Иммануил Кант, Г. Гегель, Людвиг Фейербах).
  9. Роль сознания в общественном развитии. Исторический материализм Карла Маркса.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Какие принципы и идеи лежали в основе философии Нового времени?

2. За что Фрэнсис Бэкон критиковал старую философию и в чем он видел основные задачи новой?

3. Что такое дедукция? Каковы ее достоинства и недостатки? Почему дедукция, по мнению Фрэнсиса Бэкона, почти не продвинула человека в деле познания мира?

4. Какой философский метод предложил Фрэнсис Бэкон взамен средневе­ковой силлогистики? Каковы его достоинства и недостатки?

5. Что представляет собой процесс познания, по Френсису Бэкону? Раскройте содержание понятия «эмпиризм».

6. Что представляет собой человеческое сознание от рождения, с точки зрения эмпиризма?

7. Расскажите о представителях эмпиризма - продолжателях философских идей Фрэнсиса Бэкона.

8. Что представляет собой теория общественного договора Томаса Гоббса и Джона Локка?

9. Фрэнсис Бэкон утверждал, что познанию окружающего мира пре­пятствуют различные предрассудки и стереотипы нашего мышления, кото­рые он называл идолами. Прочитайте следующее рассуждение Фрэнсиса Бэкона и определите, о каких познавательных препятствиях идет в нем речь: «Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из раз­ных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры».

10. Как вы думаете, какое из двух направлений средневековой философии - реализм или номинализм — продолжает эмпирическая философия Нового времени?

11. Какое отношение к старой философии было у Рене Декарта? В чем видел он основные задачи новой философии?

12. Что представляет собой универсальное декартовское сомнение? Какие цели оно преследует? Чем отличается сомнение Декарта от сомне­ния античных скептиков?

  1. Объясните знаменитый декартовский принцип: «Я мыслю, следо­вательно, я существую».
  2. Согласны ли вы с утверждением о том, что мышление является бо­лее достоверной для нас реальностью, чем существование? Какие примеры можно привести в подтверждение этого тезиса?
  3. Что представляет собой учение Декарта о существовании врожденных идей? Какие мыслители до Декарта разрабатывали подобные теории?
  4. Какими были представления Декарта о процессе познания? Какой метод был положен им в его основу? Раскройте содержание понятия «рационализм».
  5. Расскажите о представителях рационализма — продолжателях философских идей Декарта.

18. Чем отличается декартовское учение о врожденных идеях от теории врожденного знания Г. Лейбница?

19. В чем заключается сходство философских идей Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта?

  1. Прочитав следующее рассуждение Декарта, определите, почему наилучшей из наук он считал математику и каким образом предлагал он распространить ее метод на другие области знания: «Те длинные цепи вы­водов, сплошь простых и легких, которыми геометры обычно пользуются, чтобы дойти до своих наиболее трудных доказательств, дали мне возмож­ность представить себе, что и все вещи, которые могут стать для людей предметом знания, находятся между собой в такой же последовательно­сти. Таким образом, если воздерживаться от того, чтобы принимать за ис­тинное что-либо, что таковым не является, и всегда соблюдать порядок, в ком следует выводить одно из другого, то не может существовать истин ни столь отдаленных, чтобы они были недостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть».
  2. Согласны ли вы с тем, что идея о несовпадении видимого нами с реально существующим является одной из наиболее важных в философии? Покажите на различных примерах из истории философии, как эта идея выражалась в различных учениях.
  3. Проблема несовпадения видимого и сущего решалась в философии двояко: одни мыслители предлагали, игнорируя видимое, искать вечно сущее, а другие считали, что надо ориентироваться на видимое, не пытаясь постичь истинно существующее. Какие мыслители из известных вам при­сь первой точки зрения, а какие — второй?
  4. Как вы понимаете утверждение Беркли и Юма о том, что действительно — это поток ощущений?
  5. Каким образом Беркли и Юм доказывают, что вопрос о существовании внешнего мира можно отбросить ввиду его несостоятельности? Согласны ли вы с этим их утверждением?
  6. Можно ли охарактеризовать учение Юма такими понятиями, как агностицизм, скептицизм, эмпиризм? Если да, то почему?
  7. Что такое «естественная религия» в учении Юма? Каким образом тезис о «естественной религии» связан с юмовским скептицизмом?
  8. Каково содержание понятий «прагматизм» и «утилитаризм»? Как вы думаете, о каких философских вопросах и проблемах идет в следующих словах Юма: «Все эти вопросы приводят меня в полное замешательство, и мне чудится, что нахожусь в самом плачевном положении, которое только можно вообразить... я чувствую себя запутавшимся в таком лабиринте, что не знаю ни как исправить свои прежние мнения, ни согласовать их друг с другом».
  9. Какую эпоху в истории философии называют Просвещением?
  10. Каковы основные черты философии Просвещения?
  11. Какие надежды связывали философы XVIII в. с просвещением че­ловеческих умов?
  12. Какова специфика понимания просветителями движущих сил исто­рического процесса?
  13. В чем заключаются достоинства и недостатки идеалистического по­нимания истории?
  14. Из курса новой истории вспомните взгляды французских просветителей XVIII в. Какую роль сыграли их идеи в подготовке Великой фран­цузской буржуазной революции 1789—1794 гг.?
  15. Как вы думаете, какие идейные цели преследует следующее рас­суждение французского материалиста П. Гольбаха: «Религия повергает человечество на колени перед существом, не обладающим протяженностью и, вместе с тем, бесконечным и всё наполняющим своей безмернос­тью; перед существом всемогущим и никогда не выполняющим своих же­ланий; перед существом бесконечно добрым и возбуждающим одно недо­вольство; перед существом, стремящимся к гармонии и всюду сеющим раздоры и беспорядок. Пусть же кто-нибудь попробует разгадать, что та­кое Бог богословов?».
  16. Прочитав следующее рассуждение известного французского про­светителя Жана Жака Руссо, определите, в чем он видит главный источник общественных несчастий и как предлагает усовершенствовать социальную жизнь: «Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: «Это мое» — и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «Не слушайте лучше этого обманщика; вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля — никому!».
  17. В чем философские идеи Руссо резко расходятся со взглядами других представителей французского Просвещения? В чем заключается близость его воззрений с идеями китайского даосизма, греческого кинизма и философскими идеями Л. Н. Толстого?
  18. Ж. Ж. Руссо считал, что в человеке чувства важнее разума. Он был не только философом, но и выдающимся писателем, основателем из одного из крупных течений в европейской культуре и художественной литературе XVIII века. Попытайтесь определить, к какому из названных направлений литературы имел отношение Руссо: романтизму, классицизму, сентиментализму или реализму?
  19. B чем видел И. Кант главный предмет философии? Почему его философия называется критической?
  20. Что такое феномен и ноумен в учении Канта? Как они соотносятся?
  21. Что называл Кант априорными формами сознания? Каким образом выглядит процесс познания в его учении?
  22. Считается, что Кант произвел в философии переворот, равный по значению перевороту Н. Коперника в естествознании. Как вы думаете, в чем заключается «коперниканский переворот» Канта?
  23. Каковы этические воззрения И. Канта? Что представляет собой нравственное доказательство существования Бога? Какие поступки Кант называет легальными, а какие — моральными? Что такое категорический императив?
  24. Когда Кант говорил, что моральный закон в душе так же прекрасен, как звездное небо над головой, что он, на ваш взгляд, называл моральным законом?
  25. Философскую деятельность И. Канта принято делить на докритический период и критический, в который он создал свои главные произведения. Сам Кант говорил, что в докритический период своего творчества он находился в догматическом сне и что разбудил его от этого сна Дэвид Юм. Какие идеи Юма оказали влияние на формирование кантовской философии?
  1. Согласны ли вы со следующим рассуждением Канта, доказывающим и иллюстрирующим наличие априорных форм сознания (обоснуйте свой ответ): «Однако не только в суждениях, но даже и в понятиях обнаруживается априорное происхождение некоторых из них. Отбрасывайте постепенно от вашего эмпирического понятия тела всё, что есть в нем эмпирического: цвет, твердость или мягкость, вес, непроницаемость; тогда все же останется пространство, которое тело (теперь уже совершенно исчезнувшее) занимало и которое вы не можете отбросить... Поэтому вы под давлением необходимости, с которой вам навязывается это понятие, признать, что оно a priori пребывает в нашей познавательной способности».

45. Как понимать одно из центральных положений гегелевской философии: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно»?

46. Можно ли утверждать, что учение Гегеля продолжает пантеистическую философскую традицию? В чем заключается гегелевский пантеизм?

  1. Что представляет собой мироздание по Гегелю? Какие стадии само­развития проходит гегелевская Абсолютная Идея?

48.Как понимать гегелевское утверждение о том, что природа — это застывшая мысль?

49.Что такое гегелевская триада? Охарактеризуйте ее основные элементы.

  1. Почему систему идеализма Гегеля называют классической? Определите черты сходства платоновского и гегелевского идеализма.

51. В одном из своих сочинений Гегель говорит, что многие из факта наличия разнообразных философских систем и учений, противоречащих друг другу и называющих себя — каждое — истиной, выводят вообще невозможность философии. Этому утверждению он противопоставляет следующее рассуждение: «Мы должны дать понять, что это многообразие философских систем не только не наносит ущерба самой философии — возможности философии, — а что, наоборот, такое многообразие было и есть безусловно необходимо для существования самой науки философии, что это является ее существенной чертой... исходным пунктом, конечной целью философии является познание, что эта единая истина вместе с тем есть источник, только из которого истекает всё другое, все законы приро­ды, все явления жизни и сознания, представляющие собою лишь отраже­ние этого источника; или, выражая это иначе, цель философии состоит в том, чтобы свести все эти законы и явления, обратным на внешний взгляд путем, к этому единому источнику, но сделать это лишь для того, чтобы познать, как они из него выводятся». Как вы думаете, о какой единой ис­тине и едином источнике идет речь в этих гегелевских словах?

52. Вспомните, что такое диалектика. Каковы ее основные законы, сформулированные Гегелем? Попытайтесь привести примеры из самых различных областей жизни, иллюстрирующие законы диалектики.

53. Что такое категории диалектики? Почему они являются парными? Каково содержание парных категорий общего и единичного, причины и следствия, свободы и необходимости, случайности и закономерности? Попытайтесь самостоятельно раскрыть содержание парных категорий возможности и действительности, формы и содержания, целого и части,
сущности и явления.

54. Какова центральная идея Л. Фейербаха? Почему философия, по его мнению, должна сосредоточиться на изучении природы и человека?

55. Каковы главные причины возникновения религии, с точки зрения Людвига Фейербаха? Чем предлагает он заменить религиозные представления?

56. Почему учение Л. Фейербаха называют антропологическим?

57. Что понимал Л. Фейербах под неизменной человеческой приро­дой? Каковы ее основные признаки, с его точки зрения? Согласны ли вы с характеристикой человеческой природы, предложенной Л. Фейербахом?

58. Охарактеризуйте основные точки зрения социальной философии на исправление общественных несовершенств. Какой из них придерживался Л.Фейербах?

59. Прочитайте следующее рассуждение Л. Фейербаха: «Я понимаю под эгоизмом эгоизм необходимый, неизбежный, не моральный... а метафизический, т.е. эгоизм, основывающийся на существе человека без его ведома и воли, тот эгоизм, без которого человек не может жить: ибо для того, чтобы жить, я должен постоянно присваивать себе то, что мне полезно, и отстранять то, что мне враждебно и вредно, тот эгоизм, стало быть, который коренится в самом организме, в усвоении усвояемой материи и в выбрасывании неусвояемой. Я понимаю под эгоизмом любовь человека к самому себе, т.е. любовь к человеческому существу, ту любовь, которая есть импульс к удовлетворению и развитию всех тех влечений и склонностей, без удовлетворения и развития которых человек не есть настоящий, совершенный человек и не может им быть; я понимаю под эгоизмом любовь индивидуума к себе подобным индивидуумам, — ибо что я без них, что я без любви к существам, мне подобным? — любовь индивидуума к самому себе лишь постольку, поскольку всякая любовь к предмету,к существу есть косвенно любовь к самому себе, потому что я ведь могу любить лишь то, что отвечает моему идеалу, моему чувству, моему существу». Как вы думаете, о каком эгоизме идет речь в этом рассуждении? Как отражается в нем представление автора о неизменной человеческой природе? Согласны ли вы с этим представлением?

60. Что такое марксизм? Каковы его источники и составные части?

61. Что такое диалектический материализм? Как понимать утвержде­ние Карла Маркса о том, что он перевернул гегелевское учение с головы на ноги?

62. Как трактуется материя в диалектическом материализме? Возможно ли называть его пантеистическим материализмом? Попытайтесь отметить достоинства и недостатки такого определения.

63. Как соотносятся понятия материи и движения в диалектическом материализме? Какие формы движения материи выделяются Ф. Энгельсом?

64. Что такое исторический материализм? Какие варианты объяснения общества и истории были созданы философской мыслью в различные эпохи? Что представляет собой материалистическое понимание общества и истории, предложенное марксизмом? Какой из вариантов объяснения об­щества и истории представляется вам наиболее убедительным и почему? Вспомните какие-нибудь крупные события мировой или отечественной истории и попытайтесь прокомментировать и объяснить их, последова­тельно отталкиваясь от каждого, из рассмотренных в параграфе вариантов объяснений истории.

65. Каково содержание основных понятий исторического материализ­ма: производительные силы, производственные отношения, способ произ­водства, общественно-экономическая формация? Что представляет собой закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил? Насколько успешно, на ваш взгляд, опи­сывает этот закон исторические события?

66. В любой общественно-экономической формации К. Маркс выде­лял две основные составные части: «базис» и «надстройку». Как вы дума­ете, что в историческом материализме подразумевается под тем и другим понятием?

67. Что представляет собой классово-антагонистический обществен­ный строй? Каковы, с точки зрения марксизма, причины появления част­ной собственности, антагонистических классов и эксплуатации человека человеком? Что называет Маркс отчуждением?

68. Каково, по Марксу, будущее эксплуататорских общественно - эко­номических формаций? Какой общественный строй должен прийти им на смену, с его точки зрения? Как вы думаете, марксистское учение о будущем человеческого общества представляет собой утопию или же, наоборот, вполне осуществимый научный прогноз? Обоснуйте свой ответ.

  1. Вспомнив марксистскую диалектику случайности и закономерности, а также свободы и необходимости, попытайтесь определить, что говорит марксизм о случайности и закономерности в историческом процессе и о роли личности в истории?

Философия Нового времени

Этап Авторы основ­ных философ­ских концепций Основной интерес
XV-XVI вв. Фичино, Леонардо да Винчи и др. Гуманизм Эстетическое отношение к действи­тельности
XVII в. Декарт Ясные идеи и дедуктивные построе­ния теории
Локк Теория познания: сенсуализм
XVIII в. Кант Априорные принципы и их воплоще­ние в науке и морали
XIX в. Гегель Универсальная системная философия идей
Маркс Концепция общественного труда, критика капитализма
   

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Онтология Механицизм. Материализм. Диалектика
Бог (теология) Деизм. Атеизм
Антропология Механицизм. Дуализм: тело—душа. Материализм: отрицание бессмертия души
Гносеология Рационализм и эмпиризм (сенсуализм). Иррационализм: критика научного разума
Логика Диалектика и ее законы
Этика Гуманизм. Свобода. Утверждение неотъемле­мых прав человека. Обоснование ценности личности
Социальная философия Теория «общественного договора». Теория разделения властей. Критика традиционной культуры. Революционная идеология
Философия истории Идеализм: история как развитие Абсолют­ной Идеи. Материализм: история как разви­тие материальных отношений (способа производства и распределения)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: