| Френсис Бэкон. «Новый Органон»
|
| Рене Декарт. «Начала философии»
|
| Никола Мальбранш. «Размышления истины»
|
| Пьер Гассенди. «Система философии»
|
| Томас Гоббс. «О теле. О человеке. О Гражданине.» (Трилогия)
|
| Джон Локк. «Опыт о человеческом разуме»
|
| Бенедикт Спиноза «Этика»
|
| Готфрид Лейбниц. «Новые опыты о человеческом разуме»
|
| Джордж Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания»
|
| Давид Юм. «Исследование о человеческом разуме»
|
| Рационализм
| Реализм
|
| Различие
|
| Оформился в 17 – 18 вв.
Разум – основа познания. Сам разум – важнейшая реальность.
Утрата влияния в конце 19 – начала 20 в. (критика его фрейдизмом, прагматизмом и т.д.)
| Утвердился в период средневековья.
Реальность – основа познания. Разум – часть этой реальности.
Возрождение в 20 в. В виде неореализма (Мур), критического реализма (Сантаяна)
|
| Сходство
|
| Истоки – в античной философии (Парменид –рационализм, Платон – реализм)
|
| Недооценка чувствительной ступени познания
|
| Роль философии – выявление границ знания, выработка первичных понятий
|
| Отличие философского знания от научного большей ролью интуиции и веры
|
| Не представляют единого направления
|
| Выразители – крупные философы
|
| Рационалисты (Спиноза, Мальбранш, Лейбниц, Гегель)
|
| Эмпиризм
| Сенсуализм
|
| Различие
|
| Зародился в 17 – 18 вв.
Чувственный опыт – источник знания
| Стал оформляться в 5 – 4 в. До н.э. (Протагор)
Чувства - источник знания
|
| Сходство
|
| Недооценка рациональной ступени познания
|
| В попытке выделить все элементы чувства или чувствительного опыта- выход за их приделы
|
| Совпадение представителей, начиная с 17 в.: Гоббс, Локк, Кондильяк - материалистическое направление. Юм, Беркли – идеалистическое направление
|
| Объективная основа – развитие наук на эмпирической стадии вплоть до начала 19 в. Критика в марксистской теории познания. Чувство и чувствительный опыт не определяют все содержание знания. Они опосредствованы активной деятельностью субъекта.
|