Выдающиеся фил. произведения Нового времени
Френсис Бэкон. «Новый Органон»
|
Рене Декарт. «Начала философии»
|
Никола Мальбранш. «Размышления истины»
|
Пьер Гассенди. «Система философии»
|
Томас Гоббс. «О теле. О человеке. О Гражданине.» (Трилогия)
|
Джон Локк. «Опыт о человеческом разуме»
|
Бенедикт Спиноза «Этика»
|
Готфрид Лейбниц. «Новые опыты о человеческом разуме»
|
Джордж Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания»
|
Давид Юм. «Исследование о человеческом разуме»
|
Рационализм и реализм
Рационализм
| Реализм
|
Различие
|
Оформился в 17 – 18 вв.
Разум – основа познания. Сам разум – важнейшая реальность.
Утрата влияния в конце 19 – начала 20 в. (критика его фрейдизмом, прагматизмом и т.д.)
| Утвердился в период средневековья.
Реальность – основа познания. Разум – часть этой реальности.
Возрождение в 20 в. В виде неореализма (Мур), критического реализма (Сантаяна)
|
Сходство
|
Истоки – в античной философии (Парменид –рационализм, Платон – реализм)
|
Недооценка чувствительной ступени познания
|
Роль философии – выявление границ знания, выработка первичных понятий
|
Отличие философского знания от научного большей ролью интуиции и веры
|
Не представляют единого направления
|
Выразители – крупные философы
|
Рационалисты (Спиноза, Мальбранш, Лейбниц, Гегель)
|
Эмпиризм и сенсуализм
Эмпиризм
| Сенсуализм
|
Различие
|
Зародился в 17 – 18 вв.
Чувственный опыт – источник знания
| Стал оформляться в 5 – 4 в. До н.э. (Протагор)
Чувства - источник знания
|
Сходство
|
Недооценка рациональной ступени познания
|
В попытке выделить все элементы чувства или чувствительного опыта- выход за их приделы
|
Совпадение представителей, начиная с 17 в.: Гоббс, Локк, Кондильяк - материалистическое направление. Юм, Беркли – идеалистическое направление
|
Объективная основа – развитие наук на эмпирической стадии вплоть до начала 19 в. Критика в марксистской теории познания. Чувство и чувствительный опыт не определяют все содержание знания. Они опосредствованы активной деятельностью субъекта.
|