Русская философия

План занятия:

1.Древняя и средневековая русская философия.

2.Славянофилы и западники. Павел Чаадаев.

3.Философская система Владимира Соловьева (Критика рационализма и эмпиризма; идея Всеединства).

4.Философия Николая Бердяева (Смысл творчества; теория свободы; идея объективации)

5.Русский космизм (А. Чижевский, Н. Холодный, Константин Циолковский, Н. Федоров, В. Вернадский).

6.Русский марксизм. Философия русского зарубежья (Н. Лосский, Л. Шестов, С. Франк, П. Сорокин).

7.Учение Живой Этики Рерихов.

8.Советский период русской философии. П. Флоренский, Лев Гумилев, Д. Андреев

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1.Как вы думаете, почему самостоятельная философия возникла в России лишь в XIX веке?

2.Каковы основные особенности русской философии?

3.В России функции философов часто брали на себя писатели и публицисты. Попытайтесь привести примеры зарубежных прозаиков, поэтов, драматургов, чьи произведения в художественной форме выразили те или иные философские идеи.

4.Сравните судьбу П. Я. Чаадаева и его литературного «двойника» Чацкого из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

5.В чем взгляды Чаадаева сходны с позицией западников, а в чем —с позицией славянофилов?

6.Как Чаадаев отвечал на упреки в непатриотичности? Подумайте, чем истинная любовь к Родине отличается от «казенного» патриотизма.

7.По мнению исследователя русской философии С. А. Левицкого, «Чаадаеву открылась какая-то страшная правда о России — темная правда, от которой нельзя просто отмахнуться». Как вы думаете, о какой правде идет речь? Согласны ли вы с его мнением? Обоснуйте свою позицию.

8.В чем славянофилы видели своеобразие и самобытность русской культуры?

9.Приходилось ли вам слышать о современных продолжателях западников и славянофилов? Если да, то сравните их с их предшественниками — западниками и славянофилами середины XIX века.

10.Как и почему оценивали фигуру и деятельность Петра I славянофилы и западники?

11.Подумайте, за что западники ценили западное общество и за что же критиковали славянофилы?

12.Обращаясь к западникам, А. И. Герцен писал: «Европа нам нужна

как идеал, как упрек, как благой пример; если она не такая — ее надо выслать». Как вы понимаете это высказывание? Актуально ли оно в наши дни?

13.Какие идеи А. И. Герцена созвучны взглядам западников, а какие — взглядам славянофилов?

14.Подумайте над той характеристикой, которую Герцен дал европейскому мещанству в середине XIX в.? Насколько эта характеристика актуальна сегодня? А как вы понимаете смысл слова «мещанство»?

15.В чем Герцен видел преимущества России перед Западом, способные ей помочь перейти к социализму, минуя буржуазно-индустриальный этап?

16.Как в философии Герцена соотносятся личность и общество?

17.Вспомните, какие еще, кроме Герцена, теоретики русского народничества вам известны. Попробуйте сформулировать основные отличительные черты философии народничества.

18.В чем Ф. М. Достоевский видел внутренний кризис и разложение в современную эпоху?

19.Согласны ли вы с мнением Достоевского о том, что нет ни окончательно «плохих», ни окончательно «хороших» людей, и что любой злодей может преобразиться, изменившись в лучшую сторону, а любой прекрасный человек может стать злодеем?

20.Вспомните каких-нибудь героев романов Достоевского, например Родиона Раскольникова или Ивана Карамазова. Можно ли их назвать полностью «положительными» или полностью «отрицательными» персонажами? И встречаются ли в реальной жизни, по вашему мнению, полностью и до конца «положительные» или полностью и до конца «отрицательные» персонажи?

21.Как вы понимаете идею Достоевского о невозможности человеческого счастья без свободы? Согласны ли вы с ней? Обоснуйте свой ответ.

22.Согласны ли вы с утверждением Достоевского о том, что «если Бога нет, то всё дозволено»?

23.Однажды родители талантливого мальчика — в будущем известного мыслителя и поэта Дмитрия Мережковского — привели его к Достоевскому, чтобы тот оценил его стихи. Послушав, Федор Михайлович поморщился и сказал: «Плохо, слабо. Страдать вам надо, молодой человек, страдать!» «Пусть не пишет, — лишь бы не страдал», — воскликнул отец ребенка. Как вы понимаете приведенные слова Достоевского? Согласны ли вы с ними?

24.Нередко сравнивают личности и взгляды Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше. Ницше говорил, что важнейший, мало кем еще осознанный факт нашей эпохи заключается в том, что «Бог умер, и это мы убили Его». Сравните размышления Достоевского и Ницше по этому поводу. Чья позиция ближе лично вам?

25.Великий Инквизитор в романе Достоевского «Братья Карамазовы» убежден в том, что человек — раб, хотя и создан бунтовщиком. «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться. Но ищет человек преклониться пред тем, что уже бесспорно». Согласны ли вы с таким взглядом на человека?

26.Достоевский говорит о двойственной, несовершенной природе человека, о его промежуточности. Как вы думаете, такая природа человека — вечный и незыблемый факт или же это лишь преходящее, исторически преодолимое состояние?

27.Л.Н.Толстой считал, что «добро не имеет ничего общего с красотой», а Ф. М. Достоевский полагал, что «красота спасет мир» и, вместе с тем, что «красота — это страшная и ужасная вещь... тут берега сходятся, все противоречия вместе живут». Какая из этих позиций вам ближе и почему?

28.Л. Н. Толстой полагал, что все люди хотя и обманывают себя, но в глубине души знают, как надо жить — любя друг друга, — и что насильныe пути никогда не могут привести ни к чему хорошему. Как вы думаете, является ли такая позиция Толстого верной и действенной, или это мечта?

29.Разделяете ли вы отношение Льва Толстого к государству, армии, частной собственности, смертной казни? Обоснуйте свою позицию.

30.Как Лев Толстой относился к личности и проповеди Христа и к христианской церкви? Как вы думаете, почему Святейший (высший орган православной церкви) отлучил Толстого от церкви?

31.Какое Общее Дело, по убеждению Николая Федорова, должно объединить всех людей?

32.Приведите какие-нибудь примеры фантастических литературных произведений или фильмов, в которых используются темы, мысли и сюжеты, впервые высказанные представителями философии русского космизма.

33.В чем представители русского космизма видят миссию человека как особой части космического целого?

34.Сравните размышления русских космистов о месте человека в эволюции и идеи Ницше о Сверхчеловеке. Что общего и что различного в этих учениях?

35.Что такое ноосфера? В чем она проявляется и чем характеризуется?

36.К. Э. Циолковский и В. И. Вернадский говорили о необходимости знания «космической этики». Что стоит за этим понятием?

37.В. И. Вернадский верил в то, что природа, дойдя в человеке до разумной стадии, не может пойти вспять, а значит, наука и разум помогут человечеству рано или поздно решить все стоящие перед ним проблемы. Поэтому он уверенно заявлял: «Цивилизация «культурного человечества»... не может прерваться и уничтожиться». Однако нарастающая глобальная экологическая катастрофа, широкое использование науки для порабощения и уничтожения людей и природы говорят об обратном. Согласны ли вы с мнением В. И. Вернадского? Обоснуйте свой ответ.

38.Некоторые из идей русского космизма, которые казались фантастическими в начале XX века, сегодня воплотились в реальность. Как вы думаете, другие мысли Н. Ф. Федорова и остальных представителей космизма, в частности мысли о достижении человеком бессмертия, радикальные изменении своего организма (автотрофности) и воскрешении умерших отцов», ЯВЛЯЮТСЯ несбыточными лишь сегодня, но станут осуществляться в будущем, или же имеется граница, отделяющая сферу абсолютно не иного для человечества в сколько угодно отдаленном будущем?

39.Что такое «цельное знание» для Владимира Соловьёва? Сравните размышления о цельном знании с аналогичными мыслями.

40.В своей работе «Исторические дела философии» Владимир Соловьев отмечал: «На вопрос: что делает философия? — мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком». Как вы понимаете это?

41.Что такое София в учении Соловьева? В чем она проявляется?

42.Cpaвнитe взгляды Соловьева на мировое развитие, идущее к обереганием положительного Всеединства и «духовной телесности», со взглядами русских космистов на эволюцию и ноосферу. Что общего можно найти с учениях?

43.Как представлял себе В. Соловьев «подлинно христианское общее» и почему отказывался считать таковым средневековую и современную» ему цивилизацию?

Тема 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: