План занятия:
- Кризис классического рационализма.
- Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).
- Позитивизм как реформа философии.
- Теософия Е. Блаватской.
- Фрейдизм.
- Экзистенциализм. Прагматизм. Персонализм. Феноменология. Философская антропология. Герменевтика. Неокантианство. Неогегельянство. Неотомизм. Постпозитивизм. Структурализм. Постмодернизм.
- Сциентизм и антисциентизм.
- Философия истории (О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби).
- Контртенденции западной политической философии.
- Восточная философия в постклассический период
- Индийская философия после Гаутамы Будды (Шри – Шанкара, Рамануджа, индуизм, Вивекананда, Тагор, Ганди, Махариши, Ошо).
- Китайская философия (неоконфуцианство, неодаосизм, чань – буддизм).
- Тибетский буддизм. Исламская философия (Д. Афгани, М. Шариф, М. Икбала).
- Эзотерическая философия в ХХ веке.
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Какой кризис испытала философия приблизительно в середине 19 века?
2. К каким выводам приходит прагматически-позитивная мысль, сравнивая результаты двухтысячелетнего развития философии и результаты других (частных) наук?
3. Что такое позитивизм? Раскройте его основные идеи. Что должна представлять собой философия, с точки зрения позитивизма? Раскройте содержание понятия «методология».
4. Одним из любимых девизов позитивистов является фраза: «Физика, бойся метафизики!» Как вы понимаете смысл этого призыва? Согласны ли вы с ним?
5. Какие мыслители прошлого, на ваш взгляд, являются предшественниками позитивизма?
6. Какие три стадии выделяет О. Конт в историческом развитии знания? Согласны ли вы с утверждением о том, что исторический прогресс является в первую очередь и почти исключительно прогрессом в области духовной культуры?
7. О чем идет речь в следующем рассуждении О. Конта: «Это общее енение человеческого разума может быть теперь легко установлено на осязательным, хотя и косвенным, путем, а именно рассматривая не индивидуального ума... И не вспомнит ли каждый из нас, оглядываясь на свое собственное прошлое, что он по отношению к своим важным понятиям был теологом в детстве, метафизиком в юности и физиком в зрелом возрасте?»?
8. Какое направление в философии XX в. стало преемником позитивистских идей? В чем сходство и различие позитивизма и неопозитивизма?
9. Объясните, почему философия, с точки зрения неопозитивизма, должна стать деятельностью по исследованию языка?
10. Что такое верификация? Приведите примеры верифицируемых и неверифицируемых высказываний.
11. Что такое социотерапия? Согласны ли вы с утверждением о том, социальные несчастья коренятся, помимо всего прочего, в неправильном употреблении слов?
12. Раскройте смысл словосочетания «философия жизни».
13. Каковы основные идеи философии жизни? Каким образом доказывают ее представители несводимость жизни к сумме элементов, из которыхона слагается?
14. На каких основаниях низводит философия жизни разум с его первостепенных позиций в познании? Согласны ли вы с утверждением, что ьность, по большому счету, иррациональна?
15. Какие нерациональные способы и формы познания предлагает философия жизни вместо традиционно-рациональных?
16. Почему философия жизни предлагает отдалить философию от науки и приблизить ее к искусству?
17. Прочитайте следующее рассуждение известного представителя философии жизни А. Бергсона: «Интуиция — инстинкт, сделавшийся
бескорыстным, сознающим самого себя, способным размышлять о своем предмете и расширять его бесконечно. Только интуиция способна исполнить задачу философии, цель которой — исследовать живое без задней мысли о практическом использовании, освободившись от форм и привычек, в собственном смысле слова, интеллектуальных... Интуиция — род интеллектуальной симпатии, путем которой переносятся внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного и, следовательно, невыразимого». Определите, в чем заключается, по мнению А. Бергсона, преимущество иррационально-интуитивных форм познания по сравнению с рассудочными.
18. За что А. Шопенгауэр критиковал гегелевскую философию? Что он противопоставил Мировому Разуму, о котором говорил Гегель?
19. Что такое воля в учении Шопенгауэра? Как он доказывает, что в основе мироздания лежит не разум, а воля?
20. Каково воззрение Шопенгауэра на человеческую жизнь? Почему учение можно назвать фатализмом?
21. Как человек должен вести себя в жизни, с точки зрения Шопенгауэра? В чем сходство его воззрений с религиозно-философскими
учениями Древней Индии и Китая?
22. В чем сходство философских воззрений Шопенгауэра и Ницше? В чем заключается главное различие между шопенгауэровскими и ницшеанскими представлениями о воле?
24. Что представляют собой добро и зло в учении Ницше? Что, с его точки зрения, является хорошим, а что — плохим?
25. Что говорил Ницше о Сверхчеловеке? Мыслитель призывал к «переоценке ценностей». Как вы думаете, что он имел в виду?
26. Ницше говорил, что «истина — это полезная ложь». Как вы понимаете это парадоксальное высказывание?
27. Ф. Ницше — принципиальный враг христианства, христианской религии и христианской цивилизации. Одно из своих произведений он даже назвал «Антихристианин». Подумайте, за что он мог ненавидеть христианскую религию и христианскую мораль.
28. Философию Ницше, жившего в XIX веке, часто называют пророческой. Как вы думаете, какие идеи мыслителя получили особую
актуальность и подтверждение в культуре и истории XX века?
29. Подумайте, за что Ницше мог ненавидеть христианскую религию и христианскую мораль?
30. Каков механизм взаимодействия трех пластов человеческой психики по теории Фрейда? В чем заключается двойственность человеческой природы, с его точки зрения?
31. Что такое психоанализ? Каков его основной принцип?
32. Что такое экзистенция? Почему философия, с точки зрения Кьеркегора, может и должна быть только экзистенциальной?
Почему экзистенция необъективируема? Возможно ли ее рациональное постижение?
33. Каким образом предлагает экзистенциализм постичь сущность ин существования?
34. Почему тема смерти является одной из центральных в экзистенциализме? Какие черты человеческого существования вытекают из факта его
и, с точки зрения экзистенциализма?
35. В чем заключается экзистенциальная парадоксальность человеческой жизни? Какими примерами можно ее проиллюстрировать?
36. Как вы понимаете тезис о том, что без свободы нет ни вины, ни ответственности? О какой свободе идет речь в экзистенциальной философии?
37. Как можно объяснить утверждение о том, что человек (не вообще, и) ответствен за всё происходящее вокруг него?
38. Почему, растворяя свою жизнь в обществе и в истории, невозможно освободиться от ее экзистенциальных проблем?
39. Как вы понимаете тезис экзистенциализма о том, что каждый из насбезысходно одинок? В традиционном ли смысле употребляется здесь одиночества?
40. Прочитайте следующее рассуждение известного представителя экзистенциализма Альбера Камю: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Всё остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно... Как определить большую неотложность одного вопроса в сравнении с другим? Судить можно по действиям, которые следуют за решением. Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь умирал за онтологический аргумент. Галилей отдавал должное научной истине, но с необычайной легкостью от нее отрекся, как только она стала опасной для его жизни. В каком-то смысле он был прав. Такая истина не стоила костра. Земля ли вертится вокруг Солнца, Солнце ли вокруг Земли — не всё ли равно? Словом, вопрос этот пустой. И в то же время я вижу, как умирает множество людей, ибо, по их мнению, жизнь не стоит того, чтобы ее прожить... Поэтому вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов». Каким образом предлагает Камю пересмотреть все вопросы, проблемы и идеи традиционной (старой, предшествующей) философии? Согласны ли вы с тем, что в подавляющем большинстве ее проблемы были, по сути, «пустыми»?
41. Разделяете ли вы тезис о том, что подлинные философские вопросы всегда экзистенциальны (посвящены коренным
проблемам человеческого существования)?
42. Сейчас слово «экзистенциализм» стало очень модным и часто употребляется по поводу и без повода. Подумайте, какие вопросы и проблемы можно назвать экзистенциальными? Приведите примеры кинофильмов или произведения художественной литературы, в которых затрагиваются экзистенциальные проблемы.
Философия XX века
Главное философское направление | Главный философский интерес |
Феноменология (Гуссерль и др.) | «Работа» сознания с феноменами |
Фундаментальная онтология (Хайдегтер) | Бытие человека в мире, обеспечение подлинности существования |
Герменевтика (Гадамер и др.) | Понимание сути дела в языке |
Аналитическая философия (Рассел, Витгенштейн и др.) | Логический анализ языка, употребление языка |
Неопозитивизм (Кар-нап и др.) | Анализ языка физики; верификация |
Постпозитивизм (Поп-пер и др.) | Динамика научного знания |
Структурализм (Леви-Строс и др.) | Внутреннее строение систем |
Постструктурализм (Фуко, Деррида и др.) | Языковые дискурсы |
Постмодернизм (Лио-тар и др.) | Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм |
Критика классческой Философии 17 – 18 вв. – 40 – 50-е годы 19 века |
К.Маркс, С.Кьеркегор - критическое осмысление классики |
Ф.Ницше, О.Шпенглер – отрицание философской классики |
КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Непозитивизм
Неофрейдизм
Неомарксизм
Неклассические философские системы со временем становятся классикой (А.Бергсон, З.Фрейд, Б.Рассел, К.Ясперс) |