Западная постклассическая философия

План занятия:

  1. Кризис классического рационализма.
  2. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).
  3. Позитивизм как реформа философии.
  4. Теософия Е. Блаватской.
  5. Фрейдизм.
  6. Экзистенциализм. Прагматизм. Персонализм. Феноменология. Философская антропология. Герменевтика. Неокантианство. Неогегельянство. Неотомизм. Постпозитивизм. Структурализм. Постмодернизм.
  7. Сциентизм и антисциентизм.
  8. Философия истории (О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби).
  9. Контртенденции западной политической философии.
  10. Восточная философия в постклассический период
  11. Индийская философия после Гаутамы Будды (Шри – Шанкара, Рамануджа, индуизм, Вивекананда, Тагор, Ганди, Махариши, Ошо).
  12. Китайская философия (неоконфуцианство, неодаосизм, чань – буддизм).
  13. Тибетский буддизм. Исламская философия (Д. Афгани, М. Шариф, М. Икбала).
  14. Эзотерическая философия в ХХ веке.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Какой кризис испытала философия приблизительно в середине 19 века?

2. К каким выводам приходит прагматически-позитивная мысль, сравнивая результаты двухтысячелетнего развития философии и результаты других (частных) наук?

3. Что такое позитивизм? Раскройте его основные идеи. Что должна представлять собой философия, с точки зрения позитивизма? Раскройте содержание понятия «методология».

4. Одним из любимых девизов позитивистов является фраза: «Физика, бойся метафизики!» Как вы понимаете смысл этого призыва? Согласны ли вы с ним?

5. Какие мыслители прошлого, на ваш взгляд, являются предшественниками позитивизма?

6. Какие три стадии выделяет О. Конт в историческом развитии знания? Согласны ли вы с утверждением о том, что исторический прогресс является в первую очередь и почти исключительно прогрессом в области духовной культуры?

7. О чем идет речь в следующем рассуждении О. Конта: «Это общее енение человеческого разума может быть теперь легко установлено на осязательным, хотя и косвенным, путем, а именно рассматривая не индивидуального ума... И не вспомнит ли каждый из нас, оглядываясь на свое собственное прошлое, что он по отношению к своим важным понятиям был теологом в детстве, метафизиком в юности и физиком в зрелом возрасте?»?

8. Какое направление в философии XX в. стало преемником позитивистских идей? В чем сходство и различие позитивизма и неопозитивизма?

9. Объясните, почему философия, с точки зрения неопозитивизма, должна стать деятельностью по исследованию языка?

10. Что такое верификация? Приведите примеры верифицируемых и неверифицируемых высказываний.

11. Что такое социотерапия? Согласны ли вы с утверждением о том, социальные несчастья коренятся, помимо всего прочего, в неправильном употреблении слов?

12. Раскройте смысл словосочетания «философия жизни».

13. Каковы основные идеи философии жизни? Каким образом доказывают ее представители несводимость жизни к сумме элементов, из которыхона слагается?

14. На каких основаниях низводит философия жизни разум с его первостепенных позиций в познании? Согласны ли вы с утверждением, что ьность, по большому счету, иррациональна?

15. Какие нерациональные способы и формы познания предлагает философия жизни вместо традиционно-рациональных?

16. Почему философия жизни предлагает отдалить философию от науки­ и приблизить ее к искусству?

17. Прочитайте следующее рассуждение известного представителя философии жизни А. Бергсона: «Интуиция — инстинкт, сделавшийся
бескорыстным, сознающим самого себя, способным размышлять о своем предмете и расширять его бесконечно. Только интуиция способна испол­нить задачу философии, цель которой — исследовать живое без задней мысли о практическом использовании, освободившись от форм и привы­чек, в собственном смысле слова, интеллектуальных... Интуиция — род интеллектуальной симпатии, путем которой переносятся внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного и, следовательно, невыразимого». Определите, в чем заключается, по мнению А. Бергсона, пре­имущество иррационально-интуитивных форм познания по сравнению с рассудочными.

18. За что А. Шопенгауэр критиковал гегелевскую философию? Что он противопоставил Мировому Разуму, о котором говорил Гегель?

19. Что такое воля в учении Шопенгауэра? Как он доказывает, что в основе мироздания лежит не разум, а воля?

20. Каково воззрение Шопенгауэра на человеческую жизнь? Почему учение можно назвать фатализмом?

21. Как человек должен вести себя в жизни, с точки зрения Шопенгауэра? В чем сходство его воззрений с религиозно-философскими

учениями Древней Индии и Китая?

22. В чем сходство философских воззрений Шопенгауэра и Ницше? В чем заключается главное различие между шопенгауэровскими и ницшеанскими представлениями о воле?

24. Что представляют собой добро и зло в учении Ницше? Что, с его точки зрения, является хорошим, а что — плохим?

25. Что говорил Ницше о Сверхчеловеке? Мыслитель призывал к «переоценке ценностей». Как вы думаете, что он имел в виду?

26. Ницше говорил, что «истина — это полезная ложь». Как вы понимаете это парадоксальное высказывание?

27. Ф. Ницше — принципиальный враг христианства, христианской религии и христианской цивилизации. Одно из своих произведений он даже назвал «Антихристианин». Подумайте, за что он мог ненавидеть христианскую религию и христианскую мораль.

28. Философию Ницше, жившего в XIX веке, часто называют про­роческой. Как вы думаете, какие идеи мыслителя получили особую

акту­альность и подтверждение в культуре и истории XX века?

29. Подумайте, за что Ницше мог ненавидеть христианскую религию и христианскую мораль?

30. Каков механизм взаимодействия трех пластов человеческой психи­ки по теории Фрейда? В чем заключается двойственность человеческой природы, с его точки зрения?

31. Что такое психоанализ? Каков его основной принцип?

32. Что такое экзистенция? Почему философия, с точки зрения Кьеркегора, может и должна быть только экзистенциальной?

Почему экзистенция необъективируема? Возможно ли ее рациональное постижение?

33. Каким образом предлагает экзистенциализм постичь сущность ин существования?

34. Почему тема смерти является одной из центральных в экзистенциализме? Какие черты человеческого существования вытекают из факта его

и, с точки зрения экзистенциализма?

35. В чем заключается экзистенциальная парадоксальность человеческой жизни? Какими примерами можно ее проиллюстрировать?

36. Как вы понимаете тезис о том, что без свободы нет ни вины, ни ответственности? О какой свободе идет речь в экзистенциальной философии?

37. Как можно объяснить утверждение о том, что человек (не вообще, и) ответствен за всё происходящее вокруг него?

38. Почему, растворяя свою жизнь в обществе и в истории, невозможно освободиться от ее экзистенциальных проблем?

39. Как вы понимаете тезис экзистенциализма о том, что каждый из насбезысходно одинок? В традиционном ли смысле употребляется здесь одиночества?

40. Прочитайте следующее рассуждение известного представителя экзистенциализма Альбера Камю: «Есть лишь одна по-настоящему се­рьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фунда­ментальный вопрос философии. Всё остальное — имеет ли мир три изме­рения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категория­ми — второстепенно... Как определить большую неотложность одного вопроса в сравнении с другим? Судить можно по действиям, которые сле­дуют за решением. Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь умирал за онто­логический аргумент. Галилей отдавал должное научной истине, но с нео­бычайной легкостью от нее отрекся, как только она стала опасной для его жизни. В каком-то смысле он был прав. Такая истина не стоила костра. Земля ли вертится вокруг Солнца, Солнце ли вокруг Земли — не всё ли равно? Словом, вопрос этот пустой. И в то же время я вижу, как умирает множество людей, ибо, по их мнению, жизнь не стоит того, чтобы ее про­жить... Поэтому вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов». Каким образом предлагает Камю пересмотреть все вопро­сы, проблемы и идеи традиционной (старой, предшествующей) филосо­фии? Согласны ли вы с тем, что в подавляющем большинстве ее проблемы были, по сути, «пустыми»?

41. Разделяете ли вы тезис о том, что подлинные философские вопросы всегда экзистенциальны (посвящены коренным
проблемам человеческого существования)?

42. Сейчас слово «экзистенциализм» стало очень модным и часто упо­требляется по поводу и без повода. Подумайте, какие вопросы и проблемы можно назвать экзистенциальными? Приведите примеры кинофильмов или произведения художественной литературы, в которых затрагиваются экзистенциальные проблемы.


Философия XX века

Главное философское направление Главный философский интерес
Феноменология (Гус­серль и др.) «Работа» сознания с феноменами
Фундаментальная он­тология (Хайдегтер) Бытие человека в мире, обеспечение под­линности существования
Герменевтика (Гадамер и др.) Понимание сути дела в языке
Аналитическая фило­софия (Рассел, Витген­штейн и др.) Логический анализ языка, употребление языка
Неопозитивизм (Кар-нап и др.) Анализ языка физики; верификация
Постпозитивизм (Поп-пер и др.) Динамика научного знания
Структурализм (Леви-Строс и др.) Внутреннее строение систем
Постструктурализм (Фуко, Деррида и др.) Языковые дискурсы
Постмодернизм (Лио-тар и др.) Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм
  Критика классческой Философии 17 – 18 вв. – 40 – 50-е годы 19 века
  К.Маркс, С.Кьеркегор - критическое осмысление классики
  Ф.Ницше, О.Шпенглер – отрицание философской классики

КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Непозитивизм

 
 


Неофрейдизм

 
 


Неомарксизм

 
 


Неклассические философские системы со временем становятся классикой (А.Бергсон, З.Фрейд, Б.Рассел, К.Ясперс)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: