Философия природы

Историческая эпо­ха философии Интерпретация специфики природы
Античность Природа — это органическая часть космоса. Час­то природа считалась одушевленной
Средние века Природа создана Богом по его собственному про­екту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном является природа
Новое время Природа — это сила, которая противостоит чело­веку. Человек должен полностью подчинить ее себе
ХХ-ХХ1 вв. Природа — это стихия, которая благодаря созна­тельной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден) Природа — это мир проживания человека. Чело­век может понять природу благодаря герменев­тическому методу (герменевтики) Природа — это наш дом, который должен благо­устраиваться по законам рациональности, с уче­том всевозможных последствий деятельности человека (аналитики) Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совме­стную эволюцию природы и общества (синерге-тическое понимание)

Философия о добре

Историческая эпоха филосо­фии Идеалы добра Основные добродетели человека
Античность благо Мудрость, справедливость, мужество
Средние века Бог Вера, любовь, надежда, совесть
Новое время Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо) Абсолютный нравственный закон (Кант) Рассудочность, свобода (Локк, Руссо) Разумность, свобода (Кант)
Новейшее время Общество без эксплуатации (Маркс) Сверхчеловек (Ницше) Преданность делу пролета­риата (Маркс) Воля к власти (Ницше)
XX-XXI вв. Положительные ценности (феноменологи) Достижение единства с су­щим, с сущностью вещей (герменевтики) Умение посредством анали­за языка учитывать послед­ствия поступков (аналити­ки) Деконструкция лого- и дру­гих центризмов (постмо­дернисты) Умение пользоваться фе­номенологическим методом Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему Быть последовательным в своих действиях Умение «рассеивать» усто­явшиеся ценности

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Ориген Человек имеет духовную сущность (тело + душа + дух)
Ламетри Человек — одушевленный механизм
Фейербах Человек имеет биологическую природу и сущность
Маркс Человек имеет биологическую природу, но социальную сущность
Махатмы Человек имеет биоэнергетическую природу, со­циальный (земной) и духовный (космический) аспекты своей сущности

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: