Человек и смысл его существования

План:

1.Понятие человека. Предмет философской антропологии.

2.Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

3.Человек и природа.

4.Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие.

Задание для «Книги Идей»:

1.Выпишите определения из словаря и проиллюстрируйте следующие термины:

Человек (как философское понятие), антропосоциогенез, насилие и ненасилие, свобода и ответственность, мораль, право, справедливость.

2. Проиллюстрируйте исторические понятия о человеке.

Историческая эпоха Что такое человек? Иллюстрация
Антич-ность 1.21. Микрокосмос Душа Душа есть проявление идеи (Платон) + тело Тело – это форма человека (Аристотель)  
Средние века 1.22. Духовность + душа + тело Духовность – это связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести  
Новое Время 1.23. Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант)  
Новейшее Время Феноменология Герменевтика Аналитич. философия Постмодернизм Психоанализ Экзистенциализм Марксизм 1.24. Проявление общественных отношений (Маркс) 1.25. Существо волевое и страстное (Ницше) 1.26. Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль) 1.27. Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер) 1.28. Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин) 1.29. Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар) 1.30. Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд) 1.31. Человек – это будущее человека (Сартр) 1.32. Человек – общественное предметное существо  

3. Сформулируйте, в чем суть:

a. Трудовой теории происхождения человека?

b. Критики трудовой теории Мэмфордом?

c. Проблемы «недостающего звена» Гексли и Фохта?

d. «Парадокса человека» Тейяра де Шардена?

e. Человека как биологического, психического и социального начал?

4. Установите соответствие и проиллюстрируйте следующие термины:

гедонизм Из всего извлекай пользу
эвдемонизм Следуй своему идеалу и предназначенному долгу
аскетизм Будь смиренен, живи во искупление своих грехов
этика долга Живи, наслаждаясь
утилитаризм Счастье – вот подлинное назначение человека
прагматизм Цель оправдывает средства

5. Выполните упражнение РТВ с одним из утверждений:

«У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как». (Ницше).

«Вот дело Божие, чтобы веровали в Того, Кого Он послал». (Евангелие)

«Жизнь означает вклад в общее дело». (А. Адлер)

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Какие проблемы современных философско-антропологических учений состав­ляют предметное поле философской антропологии как научной дисциплины?

2. В чем суть космоцентризма, логоцентризма и теоцентризма в философской
антропологии?

3. Каковы философско-антропологические основы фрейдизма и экзистенциа­лизма?

4. Как решается проблема соотношения биологического и социального в человеке в философско-антропологических учениях XX в.?

5. В чем суть индивидуалистического подхода к пониманию личности? В чем недостатки социологической трактовки сущности личности как продукта общественных отношений?

6. Как изменялись взгляды на проблему человека с античности до Нового времени?

7. В чем сущность человека как биосоциальное существо?

8. Каковы основные факторы антропосоциогенеза, развития психики, сознания человека?

9. В чем сущность аксиологии как раздел философского знания?

10.Раскройте содержание ценности как разновидности субъект-объектных отношений в теории и практике дизайна.

11.Какова значимость объекта для жизнедеятельности субъекта?

12.Какова структура ценностного отношения?

13.Как различаются ценность-цель и ценность-средство?

14.Проиллюстрируйте действие витальных, социальных, политических и духовных ценностей примерами из теории и практики дизайна.

15.Каковы разновидности ценностей по виду субъекта?

16.Проиллюстрируйте действие общечеловеческих, общенациональных, социально-групповых, профессиональных, личностных ценностей примерами из теории и практики дизайна.

17. Каковы цели и смысл человеческого существования?

18. В чем сущность концепций смысла человеческой жизни: эвдемонизма, этики долга, прагматизма, гедонизма, аскетизма, утилитаризма?

19. Каково значение понятий человеческой жизни, смерти, бессмертия в истории философской мысли?

20. В чем сущность надличностных концепций смысла существования человека?

21. Каковы рационалистические и иррационалистические концепции индивидуально-личностного детерминизма?

22.Какова религиозная трактовка смерти?

23.Проиллюстрируйте философские понятия жизнь и смерть как единство противоположностей, обеспечивающее развитие форм биологического и социального существования.

24.Какова проблема личностного отношения к смерти?

25.Каковы сложности решения проблемы смертной казни?

26.Возможно ли самопожертвование во имя высших целей?

27.Каковы основные направления самосовершенствования человека в ведущих сферах его жизнедеятельности?

28.Когда возникла необходимость биоэтики?

29.Каковы представления о бессмертии человека? Каким культурам свойственно представлять бессмертие как воспроизводство в биологическом потомстве, растворение в духе и теле Вселенной (космоцентризм), переселение души, достижение бессмертия души (мифология, религия)?

30.Что можно рассматривать как социальное наследство человека?

31.Проиллюстрируйте свободу и ответственность личности как форму проявления отношения человека к цели и смыслу существования в обществе?

32.Какова диалектика понятий "свободы для" и "свободы от"?

33.Почему волюнтаризм и фатализм - это крайности по отношению к свободе личности?

34.Проиллюстрируйте модели рационализированной свободы человека: борьба за максимально возможную самореализацию, эскапизм /бегство от мира/, приспособление к обстоятельствам, совпадение интересов личности и окружения.

35.В чем социальная и внутренняя ответственность личности?

36.Каково содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»?

37.Как взаимосвязаны в личности ее индивидные, индивидуальные и социальные качества?

38.В чем проявляется сущность личности?

39.Каковы существуют классификации личностей?

40.Каково содержание социальной типологии личности?

41.Как классифицируются личности по их роли в истории?

42.Как различаются личности по типу мировоззрения?

43.Каково содержание механизмов социализации личности как воспитания?

44.Каковы механизмы самосоциализации личности?

45.Какие существуют механизмы самозащиты личности от разрушения своего Я?

46.Широко распространено мнение о том, что аскет — это человек, который может жить в пустыне или в лесу, есть что придется, одеваться только для того, чтобы прикрыть наготу, годами ни с кем не общаться. Как вы думаете, достаточно ли перечисленных качеств для полного понимания того, кто такой аскет?

Таблицы и схемы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: