План:
1.Понятие человека. Предмет философской антропологии.
2.Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
3.Человек и природа.
4.Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие.
Задание для «Книги Идей»:
1.Выпишите определения из словаря и проиллюстрируйте следующие термины:
Человек (как философское понятие), антропосоциогенез, насилие и ненасилие, свобода и ответственность, мораль, право, справедливость.
2. Проиллюстрируйте исторические понятия о человеке.
Историческая эпоха | Что такое человек? | Иллюстрация |
Антич-ность | 1.21. Микрокосмос Душа Душа есть проявление идеи (Платон) + тело Тело – это форма человека (Аристотель) | |
Средние века | 1.22. Духовность + душа + тело Духовность – это связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести | |
Новое Время | 1.23. Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант) | |
Новейшее Время Феноменология Герменевтика Аналитич. философия Постмодернизм Психоанализ Экзистенциализм Марксизм | 1.24. Проявление общественных отношений (Маркс) 1.25. Существо волевое и страстное (Ницше) 1.26. Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль) 1.27. Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер) 1.28. Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин) 1.29. Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар) 1.30. Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд) 1.31. Человек – это будущее человека (Сартр) 1.32. Человек – общественное предметное существо |
3. Сформулируйте, в чем суть:
|
|
a. Трудовой теории происхождения человека?
b. Критики трудовой теории Мэмфордом?
c. Проблемы «недостающего звена» Гексли и Фохта?
d. «Парадокса человека» Тейяра де Шардена?
e. Человека как биологического, психического и социального начал?
4. Установите соответствие и проиллюстрируйте следующие термины:
гедонизм | Из всего извлекай пользу |
эвдемонизм | Следуй своему идеалу и предназначенному долгу |
аскетизм | Будь смиренен, живи во искупление своих грехов |
этика долга | Живи, наслаждаясь |
утилитаризм | Счастье – вот подлинное назначение человека |
прагматизм | Цель оправдывает средства |
5. Выполните упражнение РТВ с одним из утверждений:
«У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как». (Ницше).
«Вот дело Божие, чтобы веровали в Того, Кого Он послал». (Евангелие)
|
|
«Жизнь означает вклад в общее дело». (А. Адлер)
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Какие проблемы современных философско-антропологических учений составляют предметное поле философской антропологии как научной дисциплины?
2. В чем суть космоцентризма, логоцентризма и теоцентризма в философской
антропологии?
3. Каковы философско-антропологические основы фрейдизма и экзистенциализма?
4. Как решается проблема соотношения биологического и социального в человеке в философско-антропологических учениях XX в.?
5. В чем суть индивидуалистического подхода к пониманию личности? В чем недостатки социологической трактовки сущности личности как продукта общественных отношений?
6. Как изменялись взгляды на проблему человека с античности до Нового времени?
7. В чем сущность человека как биосоциальное существо?
8. Каковы основные факторы антропосоциогенеза, развития психики, сознания человека?
9. В чем сущность аксиологии как раздел философского знания?
10.Раскройте содержание ценности как разновидности субъект-объектных отношений в теории и практике дизайна.
11.Какова значимость объекта для жизнедеятельности субъекта?
12.Какова структура ценностного отношения?
13.Как различаются ценность-цель и ценность-средство?
14.Проиллюстрируйте действие витальных, социальных, политических и духовных ценностей примерами из теории и практики дизайна.
15.Каковы разновидности ценностей по виду субъекта?
16.Проиллюстрируйте действие общечеловеческих, общенациональных, социально-групповых, профессиональных, личностных ценностей примерами из теории и практики дизайна.
17. Каковы цели и смысл человеческого существования?
18. В чем сущность концепций смысла человеческой жизни: эвдемонизма, этики долга, прагматизма, гедонизма, аскетизма, утилитаризма?
19. Каково значение понятий человеческой жизни, смерти, бессмертия в истории философской мысли?
20. В чем сущность надличностных концепций смысла существования человека?
21. Каковы рационалистические и иррационалистические концепции индивидуально-личностного детерминизма?
22.Какова религиозная трактовка смерти?
23.Проиллюстрируйте философские понятия жизнь и смерть как единство противоположностей, обеспечивающее развитие форм биологического и социального существования.
24.Какова проблема личностного отношения к смерти?
25.Каковы сложности решения проблемы смертной казни?
26.Возможно ли самопожертвование во имя высших целей?
27.Каковы основные направления самосовершенствования человека в ведущих сферах его жизнедеятельности?
28.Когда возникла необходимость биоэтики?
29.Каковы представления о бессмертии человека? Каким культурам свойственно представлять бессмертие как воспроизводство в биологическом потомстве, растворение в духе и теле Вселенной (космоцентризм), переселение души, достижение бессмертия души (мифология, религия)?
30.Что можно рассматривать как социальное наследство человека?
31.Проиллюстрируйте свободу и ответственность личности как форму проявления отношения человека к цели и смыслу существования в обществе?
32.Какова диалектика понятий "свободы для" и "свободы от"?
33.Почему волюнтаризм и фатализм - это крайности по отношению к свободе личности?
34.Проиллюстрируйте модели рационализированной свободы человека: борьба за максимально возможную самореализацию, эскапизм /бегство от мира/, приспособление к обстоятельствам, совпадение интересов личности и окружения.
35.В чем социальная и внутренняя ответственность личности?
36.Каково содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»?
37.Как взаимосвязаны в личности ее индивидные, индивидуальные и социальные качества?
38.В чем проявляется сущность личности?
|
|
39.Каковы существуют классификации личностей?
40.Каково содержание социальной типологии личности?
41.Как классифицируются личности по их роли в истории?
42.Как различаются личности по типу мировоззрения?
43.Каково содержание механизмов социализации личности как воспитания?
44.Каковы механизмы самосоциализации личности?
45.Какие существуют механизмы самозащиты личности от разрушения своего Я?
46.Широко распространено мнение о том, что аскет — это человек, который может жить в пустыне или в лесу, есть что придется, одеваться только для того, чтобы прикрыть наготу, годами ни с кем не общаться. Как вы думаете, достаточно ли перечисленных качеств для полного понимания того, кто такой аскет?
Таблицы и схемы: