Основные закономерности самонаблюдения были сформулированы в рамках субъективной, или интроспективной (от лат. introspecto - смотрю внутрь), психологии, т.е. психологии, не опиравшейся на экспериментальные исследовательские стратегии.
В основе ряда психологических направлений, основанных на постулате о неопосредованности субъективного опыта, лежит процедура интроспекци и. Интроспекция (от лат. intrо - внутри + skоreо – смотрю) - метод исследования психологических процессов, опирающийся на наблюдение собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или явных измерительных эталонов.
В качестве особого метода интроспекция была обоснована уже в работах Р.Декарта (см. рис. 10), который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни, и Дж.Локка (см. рис. 11) (1632 – 1704), разделявшего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на окружающий мир.
Рис. 10. Р.Декарт |
Рис. 11. Дж.Локк |
Так, в частности, Дж.Локк считал, что на объект ы внешнего мира мы направляем свои внешние чувства и в результате получаем впечатления (или идеи) о внешних вещах. Это – то, что может быть названо наблюдением.
Деятельность же нашего ума (от которой зависит мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание, желания) познается с помощью особого, внутреннего, чувства – рефлексии. Рефлексия, по Локку, – это "наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность" [Дж. Локк. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. М., 1960. с. 129].
При этом он замечает, что рефлексия, или самонаблюдение, предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. Она может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания. Т.е. нужна специальная деятельность, подготавливающая к интроспекци и.
Интроспекции принадлежат свойства:
- непосредственной открытости субъекту;
- "закрытости" для внешнего наблюдателя.
Необходимость организации специальной деятельности для постижения внутреннего опыта была признана в дальнейшем в рамках психологии сознания, где утвердились следующие аксиомы:
1. Психолог может проводить психологические исследования только над самим собой. Если он хочет знать, что происходит с другим, то должен поставить себя в те же условия, пронаблюдать себя и по аналогии заключить о содержании сознания другого человека;
2. Для интроспекции требуется особая деятельность, в которой надо упражняться, и упражняться долго.
Чужое сознание в интроспективной психологии рассматривается как реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними проявлениями, строит гипотез у о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения.
К направлению интроспективной психологии традиционно относятся:
- школа экспериментальной психологии В.Вундта,
- структурная психология Э.Титченера (см. рис. 12),
Рис. 12. Э.Титченер |
- психология акта Ф.Брентано (см. рис. 13),
Рис. 13. Ф.Брентано |
- Вюрцбургская школа,
- учение Л.М.Лопатина (см. рис. 14),
Рис. 14. Л.М.Лопатин |
- учение Г.И.Челпанова (см. рис. 15) и др.
Рис. 15. Г.И.Челпанов |
Так, явно интроспекци онистские методологические предпосылки были заложены с последовательностью, достойной уважения, в школе В.Вундта (см. рис. 16). Здесь было выдвинуто основное требование: интроспекция должна отвечать основным требованиям научного эксперимента. К таким требованиям относятся воспроизводимость эксперимента и четкая фиксация характеристик раздражителя. Кроме того, наблюдатели должны уметь осознавать свои ощущения, вызываемые раздражителем, точно определять начало эксперимента и никогда не снижать уровень своего внимания.
Рис. 16. В.Вундт |
Начиная с этого момента метод интроспекции, именно как естественнонаучный метод, получил в психологии широкое распространение и претерпел ряд существенных модификаций [Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998, с. 95-96].