ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебник для студентов средних и высших учебных заведений
Автор составитель Бирюлин В.А.
Самара 2010 год
Содержание
Содержание. 2
К читателю.. 3
Предисловие. 4
Раздел I. Введение в психологию.. 5
Тема 1. Предмет психологии. История психологии. 6
1.1. Что изучает психология. 6
1.2. Предыстория научной психологии. 10
1.3. Развитие отечественной психологии. 17
1.4. Отрасли психологии и их взаимосвязь. 21
Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля. 27
Узловые вопросы темы.. 28
Тема 2. Задачи и методы современной психологии. 28
Основные задачи и трудности изучения современной психологии. 29
Методы современной психологии. 30
Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля. 43
Узловые вопросы темы.. 46
III. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ЖИВОТНОМ МИРЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.. 47
Вопросы и задания по теме для упражнения и самоконтроля. 58
Узловые вопросы темы.. 60
IV. ЛИЧНОСТЬ. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.. 61
Теории личности. 70
Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля. 73
Узловые вопросы темы.. 74
V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. 75
Вопросы и задания по теме. 83
Узловые вопросы темы.. 86
VI. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ.. 87
Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля. 99
Узловые вопросы темы.. 100
VII. ВНИМАНИЕ.. 101
Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля. 103
Узловые вопросы темы.. 106
VIII. ОЩУЩЕНИЯ.. 107
Узловые вопросы темы.. 121
IX. ВОСПРИЯТИЕ.. 122
Вопросы и задания по теме. 136
Узловые вопросы темы.. 143
X. ПАМЯТЬ.. 144
Вопросы и задания по теме. 154
Узловые вопросы темы.. 155
XI МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ.. 156
Вопросы и задания по темам «Мышление» и «Воображение». 169
Узловые вопросы темы.. 171
XII. ЧУВСТВА И ВОЛЯ.. 172
Вопросы и задания по теме. 193
Узловые вопросы темы.. 196
XIII. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.. 197
Темперамент. 197
Вопросы и задания. 217
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ... 222
К читателю
Психический мир чрезвычайно разнообразен, изменчив, неправдоподобно сложен, в каком бы масштабе его ни рассматривать – в масштабе отдельного индивида или в масштабе всей культурной истории человечества. В любом случае психический мир человека по сложности соизмерим или превосходит Вселенную. Поэтому не может быть одного учебника на все времена, пусть даже он написан одним самым гениальным автором мира.
Многие превосходные учебники психологии прошлого сегодня стали достоянием истории, что, впрочем, еще не основание, чтобы о них забыть и перестать к ним обращаться. Не утратила своего значения на сегодняшний день такая книга, как «Феноменология духа» Г.Ф.Гегеля. Полезно и необходимо, на мой взгляд, обратиться к следующим учебникам, как Г.И.Челпанова (1898), А.Бена (1902-1906), У.Джеймса (1905), В.Вундта (1912), Э.Титченера (1914), Н.Н.Ланге (1914), Дж.Уотсона (1925), Р.Вудвортса (1950), С.Стивенса (1960), П.Фресса и Ж.Пиаже (1966) и многие другие.
Каждый из названных полноценных учебников интересен, во-первых, своей служебной функцией, а во-вторых, что в нем представлен очередной шаг на пути к целостному видению психологии как науки. Поэтому новые учебники привлекают внимание не только студентов и преподавателей, но и зрелых ученых, озабоченных перспективами развития своей науки.
В нашей стране доброго слова заслуживают учебники-ветераны, по которым учились, учатся и будут учиться многие поколения психологов. На данный момент не утратила свою популярность книга С.Л.Рубинштейна «Основы общей психологии» (1940). Это единственный у нас учебник, заслуживающий наименования университетского, конечно, в старом, не девальвированном смысле слова «университет».
Есть ещё один хороший учебник, который следует упомянуть, это «Психология», изданный в 1948 г. под редакцией К.Н.Корнилова, А.А.Смирнова и Б.М.Теплова. Он по сравнению учебником С.Л.Рубинштейна значительно доступнее, так как был предназначен для педагогических вузов.
Для психолога по призванию и по профессии учебником является не только и не столько специальная книга, пусть даже самая превосходная, сколько собственный опыт участия в развитии психологической науки, которой он посвящает жизнь. Наука ведь делается не учебниками и даже не монографиями, а статьями, публикуемыми в научных журналах. Может быть, поэтому название в оригинале начинается скромным словом «Введение...». На самом деле для многих выдающихся представителей психологической науки, работы которых представлены в различных разделах книги, это уже не введение, а итоги многолетнего труда, ставшие основами, фундаментом дальнейшей работы. А вот для нового поколения психологов это действительно стартовая площадка. Можно только позавидовать тем, кто начинает свой старт с этой маленькой энциклопедии большой Психологии.
В заключение скажем, что настоящий учебник есть живое опровержение категорического утверждения бессмертного Бернарда Шоу о том, что учебник – это книга, непригодная для чтения. Еще как пригодна! И не только психологам!