К читателю

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебник для студентов средних и высших учебных заведе­ний
Автор составитель Бирюлин В.А.

Самара 2010 год

Содержание

Содержание. 2

К читателю.. 3

Предисловие. 4

Раздел I. Введение в психологию.. 5

Тема 1. Предмет психологии. История психологии. 6

1.1. Что изучает психология. 6

1.2. Предыстория научной психологии. 10

1.3. Развитие отечественной психологии. 17

1.4. Отрасли психологии и их взаимосвязь. 21

Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля. 27

Узловые вопросы темы.. 28

Тема 2. Задачи и методы современной психологии. 28

Основные задачи и трудности изучения современной психологии. 29

Методы современной психологии. 30

Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля. 43

Узловые вопросы темы.. 46

III. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ЖИВОТНОМ МИРЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.. 47

Вопросы и задания по теме для упражнения и самоконтроля. 58

Узловые вопросы темы.. 60

IV. ЛИЧНОСТЬ. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.. 61

Теории личности. 70

Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля. 73

Узловые вопросы темы.. 74

V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. 75

Вопросы и задания по теме. 83

Узловые вопросы темы.. 86

VI. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ.. 87

Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля. 99

Узловые вопросы темы.. 100

VII. ВНИМАНИЕ.. 101

Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля. 103

Узловые вопросы темы.. 106

VIII. ОЩУЩЕНИЯ.. 107

Узловые вопросы темы.. 121

IX. ВОСПРИЯТИЕ.. 122

Вопросы и задания по теме. 136

Узловые вопросы темы.. 143

X. ПАМЯТЬ.. 144

Вопросы и задания по теме. 154

Узловые вопросы темы.. 155

XI МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ.. 156

Вопросы и задания по темам «Мышление» и «Воображение». 169

Узловые вопросы темы.. 171

XII. ЧУВСТВА И ВОЛЯ.. 172

Вопросы и задания по теме. 193

Узловые вопросы темы.. 196

XIII. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.. 197

Темперамент. 197

Вопросы и задания. 217

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ... 222

К читателю

Психический мир чрезвычайно разнообразен, изменчив, неправдоподобно сложен, в каком бы масштабе его ни рассматривать – в масштабе отдельного индивида или в масштабе всей культурной истории человечества. В любом случае психический мир человека по сложности соизмерим или превосходит Вселенную. Поэтому не может быть одного учебника на все времена, пусть даже он написан одним самым гениальным автором мира.

Многие превосходные учебники психологии прошлого сегодня стали достоянием истории, что, впрочем, еще не основание, чтобы о них забыть и перестать к ним обращаться. Не утратила своего значения на сегодняшний день такая книга, как «Феноменология духа» Г.Ф.Гегеля. Полезно и необходимо, на мой взгляд, обратиться к следующим учебникам, как Г.И.Челпанова (1898), А.Бена (1902-1906), У.Джеймса (1905), В.Вундта (1912), Э.Титченера (1914), Н.Н.Ланге (1914), Дж.Уотсона (1925), Р.Вудвортса (1950), С.Стивенса (1960), П.Фресса и Ж.Пиаже (1966) и многие другие.

Каждый из названных полноценных учебников интересен, во-первых, своей служебной функцией, а во-вторых, что в нем представлен очередной шаг на пути к целостному видению психологии как науки. Поэтому новые учебники привлекают внимание не только студентов и преподавателей, но и зрелых ученых, озабоченных перспективами развития своей науки.

В нашей стране доброго слова заслуживают учебники-ветераны, по которым учились, учатся и будут учиться многие поколения психологов. На данный момент не утратила свою популярность книга С.Л.Рубинштейна «Основы общей психологии» (1940). Это единственный у нас учебник, заслуживающий наименования университетского, конечно, в старом, не девальвированном смысле слова «университет».

Есть ещё один хороший учебник, который следует упомянуть, это «Психология», изданный в 1948 г. под редакцией К.Н.Корнилова, А.А.Смирнова и Б.М.Теплова. Он по сравнению учебником С.Л.Рубинштейна значительно доступнее, так как был предназначен для педагогических вузов.

Для психолога по призванию и по профессии учебником является не только и не столько специальная книга, пусть даже самая превосходная, сколько собственный опыт участия в развитии психологической науки, которой он посвящает жизнь. Наука ведь делается не учебниками и даже не монографиями, а статьями, публикуемыми в научных журналах. Может быть, поэтому название в оригинале начинается скромным словом «Введение...». На самом деле для многих выдающихся представителей психологической науки, работы которых представлены в различных разделах книги, это уже не введение, а итоги многолетнего труда, ставшие основами, фундаментом дальнейшей работы. А вот для нового поколения психологов это действительно стартовая площадка. Можно только позавидовать тем, кто начинает свой старт с этой маленькой энциклопедии большой Психологии.

В заключение скажем, что настоящий учебник есть живое опровержение категорического утверждения бессмертного Бернарда Шоу о том, что учебник – это книга, непригодная для чтения. Еще как пригодна! И не только психологам!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: