Предлагаемая вниманию читателя книга является учебным пособием по курсу «Общая психология» для студентов, изучающих психологию, ее содержание соотнесено с программой по курсу «Общая психология».
Узловые вопросы и основные понятия, а также вопросы и задания по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса психологии. Фактическое содержание информации, включенной в атлас, порой выходит за рамки программы и призвано удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а иногда и просто любознательности в познании себя и других людей.
Представленные в этом учебнике материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов.
Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии: С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособий, в том числе таких авторов, как Ю.Б.Гиппенрейтер, Р.С.Немов, А А.Реан, Е.И.Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ – московской и петербургской.
|
|
Выбор формы учебного пособия для решения сформулированных задач объясняется одной причиной: с помощью фотографий и других иллюстративных материалов мы стремились по возможности полнее связать теоретические положения психологической науки с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в педагогической сфере. Нельзя не учитывать и тот факт, что психологический материал может и должен быть живым, привлекательным не только по содержанию, но и по форме.
Практическое использование самого пособия возможно в ходе не только непосредственно самих аудиторных занятий, но и путём создания по материалам книги диапозитивов, диафильмов и презентаций, а также при самостоятельной работе студентов. Поскольку печатные иллюстративные материалы к курсу общей психологии отсутствуют, учебное пособие может быть полезным пособием и для преподавателей психологии.
Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий, которые даны в пособии по каждой теме, а также решение задач психологического практикума – само по себе увлекательное занятие, но в то же время это существенный элемент глубокого овладевания психологией.
Хотелось бы обратить внимание еще на одну деталь пособия. Художественные заставки к каждой главе, как и многие другие иллюстративные материалы, по идее должны нести особый смысл. Отнеситесь к ним заинтересованно и в меру критично. Если вы найдете свой способ выражения соответствующей информации – зарисуйте его. Это лучший прием постижения истины.