double arrow

Вопросы и задания по теме для упражнения и самоконтроля

1. Известно, что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим воздействием биологических условий и на базе развития самих организмов, нервной системы. Как с этой точки зрения вам представляется символическое выражение идеи развития в филогенезе в заставке данной темы? Что бы вы считали необходимым внести в изображение дополнительно или как изменить его?

2. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия – с другой?

3. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Используя материал, помещенный на с- 45, определите соотношение основных уровней Развития по названным линиям и выразите это схематично или в виде таблицы. Включите в характеристику уровней третий показатель – Развитие нервной системы.

4. Проанализируйте примеры поведения птиц, приведенные на с. 49, и назовите характерные его особенности. Сделайте вывод об основных признаках инстинктивного поведения

Рис. III.23. Типическое выражение лица шимпанзе (по Н.Н. Ладыгиной-Коте)

животных, сопоставьте его с определением, данным на с. 43.

5. Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

6. Как известно, клевание у цыпленка – инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и мелкие камешки, и другие предметы. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. На этом примере объясните взаимосвязь инстинкта и навыка. Определите, в чем основное отличие примеров поведения животных, приведенных в вопросах 5 и 6.




7. Проанализируйте примеры и данные эксперимента, приведенные на с. 48. Сформулируйте вывод об отличии навыка от инстинкта.

8. Почему зайца легче научить «бить в барабан», а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

9. Проанализируйте примеры и данные экспериментов с обезьянами, приведенные на с. 52— 54. Сделайте вывод о характерных особенностях интеллектуального поведения животных.

10. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

11. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать: «... труд создал самого человека»? Какую роль в процессе развития человеческого сознания сыграла человеческая рука?



12. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие?

13. Почему на протяжении всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы?

14. Используя материалы нас. 55, определите сущность человеческого сознания и его структуру. Постарайтесь найти для их выражения соответствующую схематическую форму.

15. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему? Что практически дают эксперименты по изучению психики животных для изучения психики человека?

Рис. III. 24. Мимика радости – улыбка и смех шимпанзе (по Н.Н. Ладыгиной-Коте)

Рис. III. 25. Изменения в строении руки: 1 – рука африканской человекообразной обезьяны щИмпанзе; 2 – рука азиатской человекообразной обезьяны орангутанга; 3-4 – рука человека






Сейчас читают про: