Центр письма (графический) расположен в средней лобной извилине левого полушария. Связан с письменной речью

Речевое общение с помощью языка представляет собой своеобразное кодирование (говорящим) и декодирование (слушающим) речевых сигналов (звуков, слогов, слов, предложений).

В восприятии речи можно выделить два уровня, или две стороны, этого двуединого процесса: 1) анализ и синтез звуков и 2) понимание речи, или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи.

То общее, что человек слышит всякий раз, когда произносится какой-нибудь звук речи данного языка, называется фонемой. Фонеме соответствуют определенные области частот в акустическом спектре звуков речи, называемые формантами речевого звука. Форманты отличаются друг от друга частотой и амплитудой колебаний, что и создает специфический тембр, по которому один звук отличается от другого. Каждый звук речи имеет от двух до четырех формант. Способность анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка, называется фонематическим слухом. В обычных условиях овладения родным языком он развивается в возрасте от 1 до 3—4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха требует длительных упражнений. Слово как звуковой сигнал не есть простая сумма фонем. За счет разнообразного соединения звуков и акустических переходов между ними слово всегда представляет собой целостный звуковой комплекс.

Различие значений, сходных по звучанию слов, происходит за счет соотнесения слова с контекстом, в который оно включено, учета речевых интонаций (логических ударений, порядка слов и т. д.).

Сигнальная функция речи (понимание ее) реализуется лишь при условии образования в предшествующем опыте соответствующих сигнальных нервных связей.

Каждый вид речи отличается от других по направленности и функции, структуре, мере произвольности, анатомо-физиологическим механизмам организации и регулирования, использования вспомогательных неязыковых средств.

Исторически сформировалось множество способов графической фиксации различных единиц (элементов) речи, которые можно свести к четырем основным типам.

ВИДЫ РЕЧИ
ВНЕШНЯЯ ВНУТРЕННЯЯ
Общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств. Направлена на себя. Носит свернутый, сокращенный характер.
V
УСТНАЯ Протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматической конструкции. ПИСЬМЕННАЯ Очень четкий замысел. Сложная смысловая программа. Нет никаких внеязыковых средств, только логика языка. Предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности. АФФЕКТИВНАЯ Нет замысла, очень проста, ограничена: «Axl», «Ну, погоди!»
___ V ---------------
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ Речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Возникает как ответ На вопрос, не требует специальной подготовки. МОНОЛОГИЧЕСКАЯ Развернутая и связная речь. Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция). Требует тщательного отбора слов, оборотов.
       

Рис. VI.7. Идеографические знаки египтян (по Масперо): 1 – руки у рта: есть, говорить; 2 – потолок: верх, небо; 3 – волны; 4 ■ — поднятые руки: радость; 5 – человек с посохом: старость; 6 – подпрыгивающий ребенок

Пиктографическое письмо. Передача содержания целого сообщения (события, явления) в знаке-рисунке. Развивалось наряду с развитием других способов: вампулы (связки раковин различной формы и цвета), кипу (комбинации узлов и сплетений шнуров) и т. д. Графический способ все же оказался наиболее прогрессивным.

Идеографическое письмо. Знаки (идеограммы) обозначают целые слова, понятия. Наиболее известные его системы: древнейшее египетское письмо, месопотамские системы клинописи, современная китайская иероглифика.

Слоговое письмо. Знаки его обозначают отдельные слоги (в японском языке, например).

Буквенно-звуковое (алфабетичес-кое). Знаки алфавита (графемы) обозначают отдельные звуки или звуковые связки – типа фонемы.

Основные направления развития речи индивида:

развитие речи идет от ситуативной к контекстной;

гих элементарных механизмов к высшим уровням языка и лишь затем к произвольности, к сознательному оперированию знаковыми единицами. Овладение вторым языком (в более поздний период, после овладения родным) происходит «сверху вниз», т. е., начиная с сознательных операций над языком, через произвольный выбор языковых средств к автоматизации речи. Овладение в раннем возрасте двумя языками одновременно (в двуязычных семьях, например) происходит без каких-либо дополнительных затруднений, т. е. так же, как и одним.

Этапы овладения фонетикой и грамматикой от речи для других (социализированной) к речи для себя (эгоцентрической) (см.), а не наоборот (как это утверждает Ж. Пиаже и некоторые другие зарубежные психологи); от функции коммуникации к функции планирования и регулирования действий (заметное проявление второй функции наблюдается к концу дошкольного детства); осознание своей речи происходит лишь в школьный период, в процессе обучения.

Этапы Примерный Периоды Основные характеристики речи
  возраст внутри этапа  
Доречевой От 2 до 11 мес. Гуление (до 5 мес). Звуки не соотнесены друг с другом, не
    Лепет (с 5 мес.) локализованы, не постоянны, не рева-лентны, т. е. не соотнесены с определенным языком. Звуки четко локализованы и константны; около 6 месяцев появляются «псевдослова», состоящие из нескольких слогов, но лишенные смысла, в 8 месяцев они приобретают предметную отнесенность.
Первичный От 11 мес. Около 1 года «Открытие» ребенком возможности
  до 1 года   замещения словом целого класса предметов и явлений; начало бурного роста активного запаса слов; наблюдается явление «синтагматической грамматики», т.е. уподобление друг другу всех звуков слова; появляется произвольность речи, т. е. соотнесенность звуков со звуковым составом соответствующего языка.
    1 г. 3 мес. — Овладение парадигматической грам-
    1 г. 6 мес. матикой, т. е. развитие способности различать слова по 1 звуку; переход от однословных высказываний к дву-словным (слова пока располагаются рядом без учета и согласования грамматических форм).
Овладение От 1 г. 7 мес. Около 2 лет. Овладение грамматическими формами,
грамматической до 3 лет Около 3 лет и начало вычленения морфем. Рост сло-
структурой языка   далее. варя и увеличение количества исполь-
      зуемых грамматических форм.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: