Умение слушать активно

Для эффективного взаимодействия с испытуем ым или клиентом психотерапевтического сеанса психологу чрезвычайно важно уметь «слушать активно».

Умение «слушать активно» предполагает следующее.

Любой собеседник гораздо больше заинтересован в самом себе, чем в других. И любой хочет, чтобы его выслушали, потому что это создает у него ощущение собственной значимост и. Поэтому он предпочитает слушать то, что говорит сам, а от других ожидает лишь благожелательного восприятия. Чтобы завоевать его полное доверие и симпатию, надо создать у него ощущение, что его исключительно внимательно слушают.

При этом умение слушать активно - это замечательный способ, который не только ободряет собеседника продолжать говорить, создавая у него впечатление, что его слова интересны и понятны вам, но и организует психодиагностические мероприятия.

Дело в том, что при межличностном общении информация кодируется в разнообразных и достаточно сложных словесных и невербальных кодах. Чтобы их правильно интерпретировать, для уточнения посланных сообщений, необходимо время от времени переспрашивать собеседника, насколько его правильно поняли.

Активное слушание, основанное на такого рода переспрашиваниях, чрезвычайно полезно в двух ситуациях:

- когда нет уверенности, что собеседник правильно понят;

- когда получено чрезвычайно важное или очень эмоциональное послание.

Когда применяются приемы активного слушания, следует концентрироваться либо на проявлении чувств собеседника, либо на содержании его высказываний, или обоих аспектах сразу, в зависимости от того, что может вызвать недопонимание и что кажется наиболее важным.

Чтобы быть активным слушателем, постоянно надо задавать себе вопросы:

«Что мой собеседник чувствует?»,

«Что он пытается мне сказать?".

Для эффективной обратной связи следует почаще начинать предложение со слова "Вы", а любое утверждение сопровождать словами "Верно?". Таким образом, если утверждение окажется верным, будет дано подтверждение, если же нет, то собеседник более ясно выразит свою мысль.

(См.: Хрестоматия. Пиз А. Язык Разговора // Перевод с англ.: Т. Новикова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.)

(См.: Хрестоматия. Ягнюк К.В. Присутствие и невербальная коммуникация // Журнал практической психологии и психоанализа. №1, январь, 2000.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: