Глава 3. Понятие и социальное назначение права

3.1. Понятие и признаки права

Право - явление цивилизации и культуры. Право соответствует определенной системе ценностей той или иной цивилизации, той или иной культуры. В различных цивилизациях встречаются различные подходы в понимании права. Например, можно рассматривать право в рамках китайской, индийской или же европейской цивилизации.

Право - это сложное явление общественной жизни. От понимания права во многом зависит общая ориентация юридической науки и практики. Задача научного познания заключается в том, чтобы за многообразными проявлениями права на поверхности общественной жизни попытаться найти его действительную сущность, социальную природу и общечеловеческую ценность. И, кроме того, поняв смысл права как социальной ценности, надо распознать, что есть право и не скрыто ли под его внешним, формальным подобием нечто иное, противоположное праву.

В обыденной жизни нередко право сводят к законам государства. При подходе к праву только как к системе норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к нормам законодательства, то есть отождествление права и закона, обедняет содержание права, не вскрывает его глубинной социальной природы и приводит к его искаженному восприятию. Законодательство действительно представляет собой важнейшую форму выражения права, особенно в современном мире. В связи с этим о достоинствах закона еще будет сказано особо. Однако не столь редко под видом закона скрывается произвол, закон таит в себе бесправие, при помощи закона государство санкционирует то, что противоречит праву. На практике трактовка права как норм, установленных государством, то есть якобы им порожденных и от него зависимых, постоянно приводила и приводит к оправданию любых актов государственной власти, законов, санкционирующих произвол со стороны тех, кто политически господствует, вне зависимости от того, идет ли речь о какой-либо элите, бюрократии, партии или диктаторе. Сводя право к закону, мы, по существу, можем оказаться среди тех, кто оправдывает произвол, а то и среди тех, кто, применяя закон, сам творит произвол и несправедливость. Есть в сведении права к закону и другой порок. Все знают, что законы устанавливаются государством, но если право и закон тождественны, тогда выходит, что и право порождается государством, представляет его возведенную в закон волю.

На самом же деле право - это не возведенная в закон воля, если даже это воля господствующего класса или всего народа. Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя необходимая форма правовой системы страны, порожденная обществом на данном этапе его развития. Отождествляя право с законом, мы смешиваем содержание с внешней формой права, лишаем себя возможности познать право как реальный феномен общественной жизни, искажаем действительную социальную природу права.

Итак, перед нами стоит задача: за многообразием правовых и будто правовых явлений, лежащих на поверхности общественной жизни, вскрыть то, что представляет собой действительное право, определить те его качества и свойства, которые отличают, отличали и будут отличать право от иных образований человеческого общества, планетарной цивилизации. Имея в виду самые различные формы существования, бытия права как определенной тотальности, нетрудно убедиться в том, что самой непосредственной данностью обладает естественное для социальной природы человека право - его основные права и свободы от рождения. Человек рождается свободным и равным другому человеку. В этом смысле право есть одно из важнейших качеств и свойств свободной личности. Человек как личность не только включен в определенные связи с другими людьми, но и непременно выделяет себя, свое "я" из общества, в котором существует (из рода, племени, народа и т.п.). Без общества нет человека, но пока он (да и каждый индивид) не самоопределится, перед нами первобытное стадо, а не социум. Становление цивилизации предполагает формирование свободной личности, что означает, помимо всего остального, осознание индивидом своей социальной ценности, способности мыслить и действовать самостоятельно, раскрывая при этом своеобразие своего индивидуального таланта, природой данных творческих наклонностей. Смысл существования личности - реализация собственного "я" (независимо от того, получаем ли мы этот индивидуальный дар от Бога, от генов, от условий жизни поколений и т.п.). Общество развивается именно потому, что развивается свободная личность, реализуя свои способности и таланты в коллективе людей. Свобода индивида - предпосылка свободного общества. Сообщество людей, в котором подавлена личность, нет творческой индивидуальности, нет никакой возможности индивиду нанести на условия жизни социума свой отпечаток, - обреченное, стагнирующее, загнивающее общество, остающееся на обочине цивилизации и культуры. Подобное сообщество (племя, народ, этнос) умирает, если не сумеет возродиться. Вся история человечества есть в этом смысле не что иное, как ступени завоевания людьми социальной свободы. Важнейший критерий цивилизованности - человек и его свобода, степень развития и реализации таланта человека, становления свободной личности.

Рассматривая как социальное свойство человека, право связывают с необходимой для человека свободой. Право призвано обеспечить свободу, без которой не может формироваться и развиваться личность, а в государстве нет свободы, если власть не ограничена правом. Высшая ценность общества - свобода человека, его честь и достоинство. Но свобода индивида не безгранична и не самостийна. Речь идет о той возможности и необходимости социальной свободы, которая предопределена целым рядом факторов духовности, нравственности, культуры, экономики. Право и есть сфера свободы, право есть общественное признание возможности выбора, самостоятельности действия, в то время как само качество выбора, содержание свободной и созидательной деятельности определяется факторами духовно-нравственного, культурного и материального порядка. Свобода в этом плане не самодостаточна и лишь примитивно может быть понята как вседозволенность и как свобода от ответственности человека за свой выбор, за свои поступки. Человек ответствен за свой свободный выбор перед собой, перед своей совестью, перед своими моральными устоями, может быть (для религиозного человека), перед Богом. Он ответствен не только перед своим миром убеждений, воззрений, чувств, но и отвечает перед другими людьми, перед обществом. Он должен поступать так, чтобы его поступок был приемлем в его сознании, как такой же поступок другого человека по отношению к нему. Вот почему право не есть просто область свободы, право - масштаб свободы, то есть свобода в определенных границах. Безграничная свобода каждого была бы лишь анархией, при которой никто не имел бы возможности пользоваться своей свободой. Но и такое понимание права как масштаба свободы недостаточно. В праве речь идет о формально равном и относительно справедливом масштабе свободы суверенного (самостоятельного) человека, гарантирующем не только творческую инициативу, но и безопасность, не только выбор, но и ответственность за осуществленный свободный выбор поступка. В свободе, равенстве, справедливости, ответственности в равной мере для каждого человека заключается глубинный смысл права как общечеловеческой ценности, соответствующей самой природе личности, без которой нет и не может быть цивилизованного общества.

Рожденные свободными и равными друг другу люди (свободными в рамках нравственной дозволенности, равными в смысле равных и справедливых возможностей), от рождения имеющие неотчуждаемые основные права, образующие народ, создают и политическую силу, которая предназначается для обеспечения их основных прав и свобод. Такой политической силой является государство как союз равных и свободных граждан, проживающих на определенной территории. Государство в собственном смысле слова - это политическая организация, которая функционирует для охраны естественных прав человека и которая сама действует на основе права, обеспечивая безопасность создавшего его народа.

Великая идея неотчуждаемых прав и свобод человека зародилась давно, на заре цивилизации, в Древнем мире. Должны были пройти тысячелетия, чтобы с развитием цивилизации и культуры эта идея нашла или начала находить свое официальное признание в законодательных актах отдельных стран, а затем и международное признание, в том числе и в Декларации Организации Объединенных Наций. Новым этапом в практически-политической реализации прирожденных прав человека можно считать все более завоевывающее мировое общественное мнение положение о том, что обеспечение прав и свобод граждан не является внутренним делом каждого государства, а является целью всего мирового сообщества, что права и свободы человека - такая наивысшая ценность, перед которой уступает суверенитет государства, и международное сообщество может во имя этой общечеловеческой ценности и для ее защиты предпринимать все меры воздействия на правящие круги государства, попирающие права человеческой личности. С позиций передового мирового сообщества государственная власть в какой-либо стране не может творить произвол, грубо нарушать права человека, прикрываясь своим суверенитетом. Этот суверенитет - не препятствие к восстановлению прав и свобод человека силой ООН, решениями ее Совета Безопасности. Тут играет роль и высшая ценность прав личности, и то, что попирает права человека всегда антидемократический, тоталитарный, военный режим, который представляет собой в наше время угрозу не только для безопасности своих граждан, но и для всего человечества - для всех стран и регионов своими империалистическими амбициями, своей не контролируемой народом внешней политикой, угрозой войн с применением средств массового поражения.

Раскрывая социальную (человеческую) природу права в естественно-историческом плане, необходимо иметь в виду, что право - это и результат осознания человеческим разумом принципов и идеалов человеческого общежития. Понимание общества как единства разнообразных элементов - предпосылка для понимания сущности права и его смысла как социального феномена. Право возникает только тогда, когда признаются свободная автономная личность, ее права и свободы, также права и свободы малых народов и национальных меньшинств, а значит, и разнообразие в человеческом обществе. Поэтому право есть равная мера для всех.

Исторический характер человеческих ценностей предполагает, что с развитием общества они изменяются и в объеме, и по существу. В этом плане право как относительно равный и справедливый масштаб свободы по своей социальной (человеческой) ценности обогащается все новым содержанием. Задача юриста-практика состоит в том, чтобы полнее использовать потенциал права для обеспечения защиты прав и свобод личности, общественной безопасности.

Естественные, неотчуждаемые права и свободы человека должны быть официально признаны в каждой стране и закреплены в ее законодательных актах. Государство выступает здесь как одна из форм политической организации (силы) общества, которая призвана охранять эти права и свободы и которая сама действует в рамках права. "Права человека и основные свободы с рождения принадлежат всем людям, они неотъемлемы и гарантируются законом. Их защита и содействие им - первейшая обязанность правительства. Их уважение - существенная гарантия против обладающего чрезмерной властью государства. Их соблюдение и полное осуществление - основа свободы, справедливости и мира" <1>. Уровень демократии в той или иной стране как раз и обусловлен тем, насколько охрана прав и свобод человека получила свое признание во внутригосударственной законодательной и судебной практике.

--------------------------------

<1> Общеевропейская встреча в верхах. Париж. 19 - 21 ноября 1990 г. Документы и материалы. М., 1991. С. 5.

Итак, естественно-историческая, общесоциальная природа права таится в прирожденных и неотчуждаемых правах человека. Исходя из этого, есть основание полагать, что права и свободы человека составляют сущность права как социальной ценности, главное содержание любого проявления истинного права. Коль скоро право оказывается свойством личности, способной генерироваться и развиваться в условиях социальной свободы, а ее свобода на каждом этапе развития социума небезгранична, то можно дать следующее определение права. Право - это относительно равный и справедливый масштаб (мера) свободы, диктуемый развитием цивилизации. Любая из форм права, которая так или иначе обеспечивает свободу и естественные права человека, представляет собой действительное право. Форма, не обеспечивающая так или иначе свободу и права человека, не есть способ выражения и существования права и бытия права как такового, подобная форма ложна и недействительна.

Вместе с тем право - это не только равный и относительно справедливый масштаб свободы, но и ответственность за осуществленный свободный выбор поступка. Безграничная свобода каждого была бы лишь анархией, при которой никто не имел бы возможности пользоваться своей свободой. В праве речь идет о формально равном и относительно справедливом масштабе свободы суверенного (самостоятельного) человека. Право также предполагает гарантированную безопасность прав и свобод личности, вне и помимо которой нет и не может быть цивилизованного общества.

Официально признанное и защищаемое государством право, в отличие от естественного, общесоциального права, представляет собой позитивное или, иначе, юридическое, законодательное, легальное право. Юристы имеют дело прежде всего с юридическим правом, но они не должны забывать, что в основе юридического лежит общесоциальное право, что законодательство государства (позитивное право) не должно противоречить естественным правам и свободам человека, что разрыв между ними дестабилизирует общественный порядок, делает людей - граждан государства бесправными подданными власти, отнимает у человека свободу, превращает его в раба или крепостного, тем самым страдает индивид, который не может реализовать свои возможности, и потому страдает и целый народ, все общество, теряя динамизм, свободу, творческий потенциал, духовность и нравственность. Происходит это в условиях антидемократических режимов, узурпации власти у народа, личной диктатуры или диктатуры правящей элиты, творящих произвол и беззаконие. В конечном счете противоречие между общесоциальным и юридическим правом инициирует протест населения, бунт, революцию.

Известный русский философ В.С. Соловьев связывал общее возрождение и успешное развитие России с необходимостью отказа от права силы, от деспотизма и насилия, с обретением веры в силу права. Он писал: "Одно только мы знаем наверное: если Россия... не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренне и крепко духовной свободы и истины, она никогда не может иметь прочного успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних" <2>.

--------------------------------

<2> Соловьев В.С. Литературная критика. М., 1990. С. 294 - 295.

3.2. Право и мораль

Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности - свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие - находят юридическое закрепление в нормативно-правовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. "Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции, - пишет Е.А. Лукашева, - принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на их развитие и совершенствование и тем самым на преобразование сознания личности" <3>.

--------------------------------

<3> Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 3.

Мораль - это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения людей, которые направлены на осуществление человеческих идеалов и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением.

Мораль содержит в себе все ценное и прогрессивное, что было выработано человечеством в ходе исторического развития, в борьбе с социальным злом и нравственными пороками. Это система нравственных норм и ценностей. Принципы морали - это ее основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека.

Мораль включает также нравственные чувства, переживания, настроения, то есть она имеет и психологический аспект. "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным благоговением, - писал И. Кант, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне". Кант выводил право из этого нравственного вечного разумного закона, который не подвержен никаким изменениям. Он назвал этот закон "категорическим императивом" и сформулировал его следующим образом: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" <4>.

--------------------------------

<4> Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4 (1). М., 1965. С. 260.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Здесь мы имеем дело с кантовским "категорическим императивом", в соответствии с которым в каждой личности заключен высший и безусловный нравственный закон, коему она должна неукоснительно следовать. Второй аспект - отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения. В обобщенном виде содержание внешнего аспекта морали можно выразить так: "Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

В отечественной юридической литературе существует точка зрения, согласно которой мораль не включает психологические аспекты индивида, то есть в нормах морали отсутствует какой-либо индивидуальный фактор. Г.Ф. Шершеневич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относиться к другому. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения <5>.

--------------------------------

<5> Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 169 - 170.

Моральные нормы адресуются как к отдельной личности, так и к обществу в целом. Поэтому нет необходимости проводить резкие различия между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически выражены элементы психологического фактора индивида и социальных требований к нему. Поведение личности в социуме во многом определяется, с одной стороны, его моральными воззрениями, нравственной зрелостью. Внутреннее убеждение индивида в нравственности своего поступка во многом определяет и его социальную значимость. С другой стороны, индивиду небезразлично отношение общества к его поступкам. Соответственно, он строит свое поведение сообразно сложившимся традициям и нормам.

Моральные ценности, которые "сидят" внутри каждого индивида, как бы определяют его поступки, толкают к тому или иному социально значимому поведению. Между тем эффективность любого нормативного регулирования во многом определяется тем, в какой степени соответствующие нормы стали частицей внутреннего мира человека. Соответственно, и право имеет силу тогда, когда его нормы реализуются сознательно, без внешнего воздействия, то есть чтобы быть эффективными, правовые нормы должны соответствовать требованиям морали или по крайней мере не противоречить им.

По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм. Об этом свидетельствуют и закрепленные в нормативно-правовых актах многие положения нравственных требований. Например, в преамбуле Конституции Российской Федерации говорится о "почитании памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость". В Основном Законе также закрепляется, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2); "достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления" (ст. 21). Достоинство личности является свойством, присущим всем членам семьи, из которого вытекают все неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир. "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ст. 23). Нарушение этих требований может повлечь за собой как применение предусмотренных гражданским законодательством способов защиты гражданских прав вплоть до компенсации морального вреда, так и уголовную, административную или иную ответственность.

Влияние морали на право отмечается также и в сфере реализации права. Юридическая практика неопровержимо свидетельствует о том, что если акты применения права не противоречат нормам морали, то они получают одобрение и признание со стороны всех слоев населения, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности нормативно-правового регулирования общественных отношений в целом.

Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит, во-первых, в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования поведения людей.

Во-вторых, и право и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. Моральный беспредел неизбежно ведет к правовому произволу.

В-третьих, и право и мораль роднит категория справедливости. Справедливость представляет собой нравственно обоснованный критерий для соизмерения действий людей, в соответствии с которым предъявляются определенные требования к личности и обществу, определяется допустимость тех или иных оценок и осуществляется воздаяние каждому за его поступки в виде наступления тех или иных последствий. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования.

В-четвертых, в самом законодательстве мы встречаем юридические термины, имеющие моральный смысл. Право должно защищать простые нормы нравственности. Простые нормы справедливости становятся правовыми лишь тогда, когда они включаются в рамки правовой системы. И функционируют они как правовые, потому что обеспечиваются мерами государственного принуждения. В праве получают закрепление многие ценности морали. Вместе с тем право не может и в принципе не должно противоречить требованиям морали. Создать условия для реализации моральных ценностей - это одно из нравственных требований, предъявляемых к юридическим законам. Закон - это средство, с помощью которого обеспечивается социально-психологическое единство людей, их безопасность и личная свобода. Закрепляя требования морали, право активно содействует воплощению их в реальные жизненные отношения.

Цели и задачи, которые стоят перед юридическими нормами, средства реализации этих целей должны быть морально обоснованными, соответствовать нравственным требованиям, что, в сущности, является признаком, в значительной мере определяющим жизненность правовых норм, их практическую силу и тот социальный резонанс, который они вызывают.

Известный русский философ В. Соловьев определял право как "минимум нравственности, равно для всех обязательный". Однако Б.Н. Чичерин остро реагировал на эту формулу, считая, что "не есть ли это стремление насаждать эту нравственность с помощью государственного принуждения".

Особенности норм права и морали:

1. Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нравственные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. Содержание правовых норм характеризуется большей конкретностью. Здесь четко обозначена юридическая обязанность и мера субъективного права участников правоотношений. Соответственно, и процедура применения норм права отличается от применения норм морали. Юридические нормы могут применяться лишь в установленном порядке компетентными лицами и органами, а моральные нормы не нуждаются в каком-либо особом социальном механизме для приведения их в действие.

2. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Мораль не требует официального государственного признания.

3. Нормы морали связаны с внутренним самоопределением личности (мотивы, цели), а нормы права связаны с внешними действиями человека.

4. Нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определенностью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.

5. Нормы права предусматривают юридическую ответственность за правонарушения, то есть к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры государственного принуждения. Эти меры являются способом обеспечения юридических норм, поскольку осуществляются только компетентными органами и лицами в рамках установленных законом процедур. А за нарушение моральных норм предусмотрены меры общественного воздействия в форме общественного порицания или осуждения. Гегель считал, что общественное мнение содержит принцип справедливости "в форме здравого смысла людей" <6>.

--------------------------------

<6> Гегель Г.В. Философия права. М., 1990. С. 352.

Однако как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

Моральные (нравственные) принципы и нормы оказывают влияние на развитие права, способствуют укреплению законности и правопорядка в обществе. В свою очередь, право активно оказывает воздействие на укрепление и развитие общественной морали, на нравственные взгляды и поведение каждого человека. Это воздействие права на мораль определяется тем, что право воплощает представления людей о справедливости, гуманизме, достоинстве личности. Нарушение норм права вызывает естественное моральное осуждение со стороны общества, его членов. Обязанность соблюдать правовые нормы - моральный долг всех сознательных граждан.

Органы государственной власти, общественные организации содействуют выработке твердой нравственной позиции, правовой культуры у каждого гражданина. Естественно, что работники государственного аппарата, прежде всего правоохранительных органов, должны быть образцами выполнения своего гражданского и профессионального долга. Профессия юриста предполагает особые требования к деловым и моральным качествам работника правоохранительных органов, обязывает его знать те социальные нормы, которые регулируют служебную деятельность юриста. Честность, неподкупность, принципиальность, справедливость - неотъемлемые моральные качества юриста. Юрист часто сталкивается с конфликтными ситуациями. Служебным долгом работника правоохранительных органов является требование не только строго соблюдать законы, но и проявлять необходимый такт, внимание к моральным, психологическим переживаниям человека.

Профессиональная этика - это совокупность норм поведения, обусловленная определенной спецификой деятельности работника правоохранительной системы. Важным моральным качеством, предъявляемым к каждому юристу, является уважение к человеку, его достоинству. Нравственное воспитание и профессиональная подготовка - единый процесс формирования высококвалифицированных юристов.

3.3. Правоотношения

Правоотношения - это центральная проблема права. Право в реальной жизни - это и есть правоотношения. Правоотношение - это особый вид общественных отношений, участники (субъекты) которых связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Правовое отношение всегда предполагает юридическую связь по крайней мере между двумя субъектами, один из которых является носителем субъективного права, а другой - носителем юридической обязанности. Существуют и многосторонние правоотношения.

Чаще всего правоотношения мы рассматриваем как юридическую форму осуществления права. Если норма права не воплощается в правовых отношениях, то она остается на бумаге и не действует. Норму права, которая не порождает правоотношений, принято считать "мертвой".

К правоотношениям надо подходить и с другой стороны. Правоотношения - это генетическая клетка (зародыш) права. Сначала возникают конкретные правоотношения, а потом издается правовая норма. Например, в Англии, США судебная практика порождает правовые нормы. Судебная практика признает существование реальных правовых отношений. К правоотношениям надо подходить так, чтобы понять, что они участвуют в генезисе права. Но, с другой стороны, есть определенная часть правоотношений, которая возникает на основе правовых норм, и чаще всего это публично-правовые отношения, которые осуществляются на основе публично-правовых норм. Значит, определенная часть правовых отношений определяется фактическими условиями и обстоятельствами, а другая - юридическими нормами. Нет таких правоотношений, которые бы всецело и исключительно определялись только правовыми нормами и в которых субъекты этих отношений требовали бы друг от друга и делали друг другу только то, на что они уполномочены и к чему их обязывает закон.

Основные признаки правоотношений. Если мы определяем право как меру свободы и находим ее в самих общественных отношениях, а в качестве признаков права рассматриваем прежде всего правовую свободу и формальное равенство субъектов отношений, то в соответствии с этим попытаемся определить основные признаки правоотношений.

1. Правоотношения есть общественные отношения, то есть они имеют социальный характер. Следует сразу же ответить на вопрос: почему вообще возникают общественные отношения между людьми? Объяснить это не так трудно. Между людьми существуют различия: интеллектуальные, физические, духовные, имущественные и т.д., в силу чего возникает взаимозависимость, которую заметили еще древнегреческие мыслители, а в XVIII веке Ш.-Л. Монтескье включил в свою теорию права. "Именно то, что мы разные, - писал он, - мы зависимы друг от друга, должны друг друга дополнять". Этот факт взаимозависимости и порождает определенные общественные отношения. В процессе складывания, развития этих отношений субъекты совершают определенные действия. Сознательная деятельность людей и составляет те общественные отношения, специфику которых в качестве правоотношений мы хотим определить. А чтобы изучить именно эти отношения как социально значимую деятельность людей, мы обращаемся к категории "поведение". Здесь важны взаимосвязанные категории: "отношения", "деятельность", "поведение".

2. Каковы эти общественные отношения? Тут речь должна идти о характеристике правоотношений как общественных отношений. Исходя из вышеобозначенной концепции права, можно утверждать, что это такие общественные отношения, которые складываются между субъектами права на базе взаимного признания свободы и формального равенства всех участников общественных отношений. Можно констатировать, что круг и характер таких отношений исторически изменчивы. Например, в Древней Греции в правоотношениях не могли участвовать рабы. В Афинах за убийство раба полагалась смертная казнь. Но вообще рабы не были субъектами правоотношений. Участниками правоотношений могли быть только граждане полиса. И сегодня права гражданина тоже являются привилегией по отношению к правам человека.

Таким образом, если мы считаем, что правоотношения - это такие отношения, которые складываются на основе взаимного признания свободы и формального равенства его участников, то можно предположить и сделать вывод о том, что основой возникновения правоотношений являются права человека. Сам факт, что от рождения люди имеют определенные естественные права, например право на жизнь, уже порождает определенные правоотношения. Мы имеем право на свободу, значит, все остальные субъекты права не должны посягать на нашу свободу. С другой стороны, мы можем предпринять определенные активные действия. Например, реализовать свое право на свободу слова, печати и т.д. Вот с этой точки зрения правоотношение состоит из субъективных прав и обязанностей. Речь идет о взаимном признании свободы и формальном равенстве его участников, о свободном и соизмеримом обмене различными благами между участниками правоотношений как формально равными субъектами, будь то государство или гражданин, хотя нередко пишут, что государство - это особый субъект. В том-то и суть, что формальное уравнение государства как субъекта правоотношений с любым другим субъектом правоотношений и субъектом права - одна из сущностных характеристик, один из субстанциональных признаков права.

3. Правоотношения - это такие отношения, которые осуществляются через субъективные права и субъективные юридические обязанности. В связи с этим отметим, что лицо (субъект), которое обладает субъективным правом, является субъектом (лицом), управомоченным в правоотношении. Есть управомоченный субъект и те субъекты, которые должны нести определенные обязанности - обязанные лица. Таким образом, управомоченному субъекту, обладающему субъективными правами, противостоят обязанные лица, или, другими словами, с субъективными правами корреспондируют юридические обязанности.

4. Правоотношение - это индивидуализированное общественное отношение. Индивидуализация может осуществляться поименно с указанием полной фамилии, имени и отчества участников правоотношений в договоре или в другом правоотношении. Но она может осуществляться и по социальным ролям (кредитор - должник, продавец - покупатель и т.д.) в зависимости от того, в какие мы вступаем правоотношения. Таким образом, правоотношение - это индивидуализированное общественное отношение. Однако не всегда и не во всех правоотношениях стороны индивидуализированы. Например, может быть индивидуализировано только субъектное право на жизнь, так как никто не вправе нарушать это право. Однако есть общее правило, по которому правоотношения должны индивидуализироваться.

5. Правоотношение - это волевое отношение. В этих отношениях требуется сознательная волевая деятельность людей. В правоотношениях, во-первых, может требоваться воля всех участников (субъектов) отношений. Например, волеизъявление сторон, вступающих в брак. Может быть также и воля только одной из сторон (следователь - подозреваемый), что все равно не делает их формально неравными. Они формально равны, но здесь требуется волеизъявление только одного субъекта. Во-вторых, это волевое начало может исходить от объективного права, то есть законодателя. При демократическом законотворчестве в объективном праве так или иначе выражена общая воля, то есть воля большинства. Поэтому, конечно, в правоотношениях сказывается влияние этой воли, воплощенной в объективном праве. Следовательно, правоотношения есть отношения, выражающиеся в сознательной волевой деятельности людей.

Таким образом, если сгруппировать признаки правоотношений, то правоотношение можно определить как индивидуализированное, волевое общественное отношение, складывающееся на базе взаимного признания свободы и формального равенства его участников и характеризующееся наличием у сторон субъективных прав и обязанностей.

Правоотношение как система имеет сложное строение. Его структура включает: субъект, объект, субъективное право и юридическую обязанность.

Субъект правоотношений. В любом правоотношении прежде всего есть субъект правоотношений. Это лицо, участвующее в правоотношении, наделенное определенными субъективными правами и юридическими обязанностями.

Чтобы стать субъектом правоотношений, надо быть субъектом права. Но чтобы быть субъектом права, необязательно быть субъектом правоотношений. Например, при завещании лицо является субъектом права, но не является субъектом правоотношений. Субъектом правоотношений оно становится только после того, как открывается завещание. Тогда возникают эти правоотношения.

Правосубъектность. Правосубъектность - это способность лица быть субъектом права, субъектом правоотношений. Применительно к организациям правосубъектность, то есть способность быть субъектом права, выражается в компетенции (в совокупности полномочий) этих организаций, которая необходима для реализации целей данной организации. В совокупности полномочий определяется поле деятельности, очерчиваются границы деятельности организации, которые закрепляются в законодательных актах. Так, в Конституции РФ определены компетенции главы государства, высших органов государственной власти, органов местного самоуправления, а в уставах и в положениях о той или иной организации - полномочия этих организаций.

Распространена точка зрения, согласно которой применительно к физическим лицам (индивидам) правосубъектность включает три элемента: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Как правило, в учебниках правосубъектность дается как система трехэлементная, состоящая из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности, характеризуется именно применительно к индивидам, к физическим лицам. Однако некоторые авторы, в основном западные, считают, что правосубъектность состоит из одного главного элемента - способности быть субъектом права, то есть правоспособности. Что такое правоспособность? Это способность лица иметь определенные субъективные права, а правоспособным лицо становится с момента рождения. Дееспособность - это способность лица самому осуществлять свои субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность наступает с определенного возраста. С этой точки зрения она является второстепенным элементом. Действительно, если мы считаем, что основа возникновения правоотношений - права человека, а права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, то независимо от его поведения, от того, каковым он станет, будет ли дееспособен или деликтоспособен, он уже правоспособен от рождения и до самой смерти. Согласно этой точке зрения его дееспособность и деликтоспособность уже имеют второстепенное значение. Хотя правоспособность как способность иметь субъективные права и юридические обязанности, как правило, относится только к индивидам, к физическим лицам, но в законодательстве целого ряда стран, в том числе и в новейшем гражданском законодательстве России, речь идет также о правоспособности юридических лиц, то есть их способности иметь права и нести обязанности. И, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, если человек (физическое лицо) обладает правоспособностью с момента рождения до смерти, то юридическое лицо по общему правилу - с момента образования и до его ликвидации.

По общему правилу правоспособность физических лиц не может быть ограничена. Согласно излагаемой концепции правоотношений это означает, что не могут быть ограничены права человека, поскольку они принадлежат ему от рождения, то есть основные права и свободы являются неотъемлемыми. Однако в новом Гражданском кодексе РФ в статье 22, по сути, предусмотрена возможность ограничения правоспособности, что входит в противоречие с пониманием правоспособности как способности иметь права от рождения и до смерти. Ограничение правоспособности, пусть даже и судом, означает нарушение естественных прав и свобод личности. Это положение статьи 22 Гражданского кодекса РФ уже подвергается критике в юридической литературе теоретической цивилистики последних лет. А что касается юридических лиц, то, конечно, их правоспособность может быть ограничена в силу изложенных в законе обстоятельств.

Элементом правосубъектности является и дееспособность, хотя некоторые авторы считают ее второстепенным, а другие, наоборот, делают на ней акцент, не отрицая значения этого элемента. Если правоспособность - это способность иметь права и обязанности, то дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять свои права и обязанности. Дееспособность связана с совершением волевых действий, что предполагает достижение определенного возраста человека и психического уровня его зрелости. По общему правилу полная дееспособность наступает с момента совершеннолетия. Однако российское законодательство предусматривает два исключения из этого правила. Во-первых, лица могут стать полностью дееспособными и до наступления совершеннолетия, если они вступят в брак. Во-вторых, гражданское законодательство предусматривает возможность признания гражданина полностью дееспособным (эмансипированным) с 16 лет, если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью с согласия родителей или опекунов. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей или усыновителей либо, при отсутствии такого согласия, - по решению суда.

Ограниченной дееспособность является по общему правилу у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Они вправе совершать гражданские сделки, но только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей; могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские и изобретательские права, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а также по достижении 16 лет быть членами кооперативов (ст. 26 Гражданского кодекса РФ). Действующим законодательством также предусмотрена неполная, ограниченная дееспособность малолетних от 6 до 14 лет, которые могут совершать мелкие бытовые сделки. В гражданском законодательстве Российской Федерации подробно говорится о дееспособности физических лиц (граждан).

Применимо ли понятие дееспособности к юридическим лицам? Как таковое понятие "дееспособность юридических лиц" не существует и законодательно не закреплено. Однако юридические лица способны не только иметь права и обязанности, но и осуществлять их. Праводееспособность у них наступает с момента создания.

Деликтоспособность - это способность отвечать за свои деяния (действия и бездействия) и прежде всего за совершенные правонарушения. Только праводееспособные лица могут отвечать за свои деяния. А дееспособность может быть ограничена только судом. Например, человек может быть полностью лишен дееспособности судом, если он злоупотребляет спиртными напитками и наркотиками и не обеспечивает семью. Суд может также ограничить в дееспособности в случае констатации психического заболевания. В таких случаях лицо признается неделиктоспособным, соответственно, оно и не будет отвечать за свои деяния. Юридический критерий, в соответствии с которым определяется степень признания недееспособности лица, устанавливается в каждой отрасли права самостоятельно. Если тот или иной человек признан полностью недееспособным, то, конечно, он считается неделиктоспособным и не будет отвечать за свои деяния.

Из вышесказанного следует, что субъектами права и субъектами правоотношений могут быть не только люди, но и организации.

Содержание правоотношений. Различают социальное и юридическое содержание правоотношений, хотя, как правило, в юридической литературе говорится только о юридическом содержании правоотношений. Социальное содержание проявляется в социально значимой деятельности участников общественных отношений. Собственно юридическое содержание правоотношения составляют права и обязанности участников правоотношений. Мы уже знаем, что субъективное право - это мера возможного поведения лица, регулируемая и охраняемая законом. Субъективное право предполагает не только наличие определенных субъективных прав, но и возможность по своему усмотрению реализовать их с помощью правовых (юридических) средств. Как субъект правоотношений человек может обладать не какой-либо одной, а многими возможностями. Так, если мы обращаемся в суд за защитой, обладая соответствующим юридическим мировоззрением, то это значит, что у нас есть определенные правопритязания. В первом случае, когда речь идет о субъективном праве, мы обладаем правомочиями, а во втором случае, когда хотим защитить свое субъективное право, - правопритязанием. Из законодательного признания субъективного права, как следствие, вытекает юридическая обязанность других не вторгаться в сферу правовых притязаний данного субъекта. Что касается обязанностей участников правоотношений, то субъективная юридическая обязанность - это мера должного поведения. Юридическая обязанность может существовать и без соответствующего субъективного права и, следовательно, правоотношения никак нельзя выводить из правопритязаний и, наоборот, правопритязание невозможно без корреспондирующей юридической обязанности. Если никто не обязан считаться с нашим субъективным правом, если оно ни для кого не обязательно, то оно не имеет никакого значения. Следовательно, в правовых отношениях основную роль играет юридическая обязанность. Например, в области публичного права основной формой проявления действия права можно считать правовую обязанность. В публично-правовых отношениях юридические обязанности точно определены по содержанию, и они всегда возлагаются на точно определенный круг лиц. Публичные же права предоставляются неопределенному кругу лиц, заинтересованному в них. В публичном праве почти все содержание его институтов сводится к учению об обязанностях органов государственной власти, а предоставленные права имеют значение постольку, поскольку они нужны для обеспечения возможности исполнения их обязанностей. Так, например, органы судебной власти обязаны осуществлять правосудие и для обеспечения этой функции наделены соответствующими правами.

Если мы не выполняем свои обязанности как участники правоотношений, то будем нести за это юридическую ответственность. Но такая ответственность возникнет и у тех, кто потребует у нас сверх меры должного поведения, потому что это уже будет произволом, будь то государство или иной контрагент правоотношений. Таким образом, это лицо тоже должно нести юридическую ответственность. Ш.-Л. Монтескье говорил: "Я должен быть уверен, что могу все делать, что не запрещает закон, и никто не может заставить меня делать то, чего закон прямо не обязывает".

Объект правоотношений. Третий элемент правоотношений - объект правоотношений. Это дискуссионная тема. Объект правоотношений - это то, на что направлено данное отношение, то, по поводу чего взаимодействуют люди и организации и складываются данные отношения. Например, в договоре купли-продажи объектом выступает то, по поводу чего производится купля-продажа.

Классификация объектов правоотношений может быть проведена по различным основаниям. В современном российском законодательстве различают следующие объекты правоотношений. Во-первых, объектом правоотношений могут быть вещи. А вещи, в свою очередь, делятся на недвижимое и движимое имущество. Недвижимое имущество - это земельные участки, недра, здания, сооружения, воздушные и морские суда, космические объекты и т.д. Движимое имущество - все то, что не относится к недвижимому, а именно материальные вещи, деньги и ценные бумаги. Во-вторых, объектом правоотношений являются работы и услуги, например работа, выполненная по трудовому договору или же доставка груза в определенное место. В-третьих, объектом правоотношений может быть и информация. В-четвертых, к объектам правоотношений можно отнести результаты интеллектуальной, духовной деятельности, то есть произведения литературы, живописи, искусства. В-пятых, объектом правоотношений могут быть нематериальные блага: честь, достоинство, деловая репутация.

Виды правоотношений можно классифицировать по различным основаниям (критериям). По отраслевому признаку различают правоотношения конституционные, гражданские, административные, уголовные, уголовно-процессуальные, международные и т.д. Можно также разграничивать правоотношения частноправовые и публично-правовые, материальные и процессуальные.

В частноправовом отношении субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность. В таком отношении различают активную и пассивную стороны. Субъект правоотношений, который имеет субъективное право, называется активным субъектом, а субъект правоотношений, на которого возложена юридическая обязанность, называется пассивным субъектом.

В публично-правовых отношениях речь идет о юридических обязанностях, которые должны соблюдать субъекты правоотношений. Например, в уголовном праве закрепляется обязанность лица воздерживаться от поведения, запрещенного уголовным законом. В финансовом праве говорится об обязанностях платить налоги. В административном праве - об обязанностях не нарушать норм, установленных в области административного управления. Таким образом, становится ясно, что в публично-правовых отношениях не может быть и речи о каких-либо субъективных правах лиц. Есть только публично-правовой интерес. Государство возлагает на граждан определенные обязанности, а своих представителей наделяет властными полномочиями для осуществления своих функций. В том и другом случаях имеется в виду должное поведение.

По характеру связей между субъектами правоотношения делятся на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях, которых большинство, всегда конкретно определены стороны этих отношений. К примеру, если мы заключаем договор купли-продажи, то тут конкретно обозначены обе стороны - продавец и покупатель. В этом смысле всегда субъективному праву соответствует юридическая обязанность. В уголовном праве это отношения между следователем и подследственным, в трудовом праве - между работодателем и работником. Относительные правоотношения есть и в других отраслях права. В абсолютных правоотношениях всегда конкретно определен один из участников данных отношений, а ему противостоят абсолютно все, то есть субъективному праву данного лица соответствуют юридические обязанности абсолютно всех других лиц. Все они обязаны воздерживаться от нарушения субъективного права конкретного лица. Например, абсолютными правоотношениями являются правоотношения авторского права, правоотношения собственности и др. В правоотношениях собственности конкретное лицо обладает правом собственности на определенную вещь (владеть, пользоваться и распоряжаться ею), а абсолютно все наделены юридической обязанностью не препятствовать ему реализовать свое право. Право собственности - это абсолютное право. Абсолютные правоотношения существуют реально, то есть для осуществления этих правоотношений необязательны активные действия управомоченного лица.

В конкретных правоотношениях вопрос касается всеобщих прав и всеобщих юридических обязанностей. В относительных правоотношениях нет всеобщих прав и всеобщих юридических обязанностей. В абсолютных правоотношениях есть конкретный состав прав данного субъекта и всеобщая обязанность других не нарушать права этого лица.

Есть определенные исторически и социально обусловленные права человека и гражданина, необходимые для нормального существования человеческого общества и гражданина. В демократическом правовом обществе они закреплены в Основном Законе государства. Это такие основные права и свободы человека и гражданина, как право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на собственность, честь, достоинство, свободу слова, демонстраций и иные политические свободы, право на труд, на социальное обеспечение, на образование и др. Эти всеобщие права граждан необходимы для достойного человеческого существования. Любое государство, подписавшее Венский договор, должно привести свое национальное законодательство в соответствие с международным правом.

Основные права и свободы носят естественный характер. Неотъемлемость, неотчуждаемость основных прав означает, что они присущи человеку с момента рождения. Он может реализовать их, не нарушая права и свободы других людей.

Есть круг всеобщих прав, для реализации которых человек не должен вступать в какие-то правоотношения. Сам факт, что они принадлежат индивиду, говорит о том, что другие обязаны их не нарушать. Например, конституционное право каждого человека на честь и достоинство. Для осуществления этих прав лицо не должно вступать в какие-то юридические отношения. Если никто не нарушает право чести и достоинства, право жилища человека, то эти права реализуются, однако никаких правоотношений не возникает. Если кто-то нарушает эти права, то возникают правоотношения.

Вовсе не все всеобщие права могут осуществляться без каких-либо правоотношений. Так, например, право на труд вытекает из закона. Если гражданину незаконно отказывают в приеме на работу, то эти действия могут быть обжалованы в суд. Право на труд реализуется в конкретных трудовых правоотношениях. Каждый гражданин, достигший определенного возраста, имеет право участвовать в выборах. Но это право он осуществляет не тогда, когда ему хочется, а когда в установленном законодательством порядке организуются выборы, и осуществляется это право при определенных правоотношениях.

Всеобщие права граждан, закрепленные в Конституции, в одних случаях могут ими осуществляться вне каких-либо правоотношений (право на жизнь, здоровье, честь, достоинство, безопасность, свободу совести, свободу слова), если этому не препятствует государство. Но есть определенный круг всеобщих прав, которые связаны с определенными правоотношениями (право на труд, образование, социальное обеспечение). Задача судебной власти и правоохранительных органов - защитить и гарантировать всеобщие конституционные права.

Необходимо различать, в каких случаях всеобщие права следует охранять, а в каких - нет, раз эти права реализуются в определенных правоотношениях. В конституционном праве права и свободы человека и гражданина - это абсолютные права, так как все обязаны их уважать и не нарушать.

Правовые отношения делятся на простые и сложные. Простое правоотношение - это такое правоотношение, когда одному субъективному праву соответствует одна юридическая обязанность. Например, в договоре займа субъективному праву на получение данной взаймы денежной суммы соответствует юридическая обязанность отдать эту сумму. При сложном правоотношении одному или нескольким субъективным правам соответствуют одна или несколько юридических обязанностей. Например, правоотношения, возникающие из договоров купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.

Очень часто ученые делят правоотношения на регулятивные и охранительные, то есть в первом случае делается акцент на регулировании известных отношений в процессе их складывания и развития, а в другом - на охране этих отношений, прежде всего на охране прав граждан. Но в юридической литературе, как правило, подчеркиваются различия между регулятивными и охранительными правоотношениями. Вместе с тем и в теории, и на практике надо учитывать, что регулятивные правоотношения одновременно являются и охранительными, то есть можно сказать, что они взаимосвязаны. Хотя это самое распространенное деление видов правоотношений, следует, однако, сказать, что ни одно правоотношение не возникнет, если для этого нет определенных условий, фактических обстоятельств. Данное обстоятельство тоже доказывает, что закон не порождает правоотношения как такового.

Юридические факты - это такие фактические, жизненные обстоятельства, которые необходимы для возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Они часто указываются в гипотезе юридической нормы, то есть в условиях действия правила поведения, если мы говорим о законе. Критерием деления юридических фактов на виды является их связь с волей участников правоотношений. Вот по этому критерию, по их связи с волей участников правоотношений юридические факты делятся на действия и события. Сначала охарактеризуем юридические факты как действия. Они, в свою очередь, делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты - это правомерные действия, совершаемые только праводееспособными лицами, которые порождают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические акты, в свою очередь, делятся на односторонние юридические акты (например, завещание), двусторонние правомерные действия - их участники должны быть праводееспособными лицами (например, договоры купли-продажи или найма), а также те юридические акты, которые может совершить одно лицо за другое. Здесь мы сталкиваемся с таким институтом, как представительство, то есть правомерные действия, совершаемые одним субъектом за других.

Юридические поступки - это такие правомерные действия, которые совершаются не обязательно дееспособными лицами. Например, малолетние дети могут совершать юридически значимые поступки. Юридический поступок имеет место и в таких случаях, когда человек, признанный частично дееспособным или недееспособным, является автором произведения. Скажем, он написал картину, не думая о юридических последствиях. Но эти последствия все-таки наступают. Отсюда возникают и правоотношения. Поэтому тут мы имеем не юридический акт, а юридический поступок как разновидность правомерных действий.

Юридическим фактом может быть также и неправомерное действие - правонарушение. Если совершено правонарушение, то между лицом, совершившим правонарушение, и соответствующим государственным органом возникают правоотношения.

Разновидностью юридических фактов являются события. Если действие - это сознательное волевое поведение (деятельность) граждан, организаций, то события - это такие жизненные обстоятельства, которые не зависят от воли и сознания людей (естественная смерть человека, стихийные бедствия: пожар, землетрясение, наводнение, ураган и т.д.). События в качестве юридического факта могут быть относительными и абсолютными. Относительные события - это те события, которые произошли независимо от воли участников правоотношения, но повлекшие за собой его изменение или прекращение. Например, возник пожар и сгорел дом. Собственник строения не виноват, что сгорело его строение. Не по его воле случился пожар. Но правоотношение возникло между собственником и страховым учреждением. И, наконец, абсолютное событие - стихийное бедствие как юридический факт порождает правоотношение, но оно не зависит ни от чьей воли.

3.4. Правосознание и правовая культура

Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно, и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие, так или иначе (умышленно или неумышленно), допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и т.д.), то есть у них разное правосознание.

Правосознание - это одна из форм, видов общественного сознания. Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности, и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины "права" и "обязанности". Прежде всего, какой должна быть мера правовой свободы, хорошо ли защищены субъективные права, какими они должны быть, какие должны быть юридические обязанности, то есть в правовом долженствовании с акцентом на меру юридических прав и обязанностей. Поэтому правосознание можно определить как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи.

Правосознание характеризуется отношением людей не только к праву как совокупности официальных правил поведения, закрепленных государством, но и отношением к реальному состоянию правопорядка, ко всем юридически значимым действиям, к тому, что происходит в правоприменительной и правоохранительной деятельности: как правоохранительные органы и судебная власть реагируют на правонарушения и преступность, то есть отношением ко всей юридической материи права, не только к какому-то одному ее компоненту, но и ко всем юридическим явлениям.

Правосознание играет очень важную роль в механизме правового регулирования общественных отношений, в обеспечении законности и правопорядка. Различные авторы по-разному выделяют и анализируют функции правосознания в механизме действия права <7>. Можно указать следующие основные функции правосознания: познавательная (гносеологическая), оценочная и регулятивная.

--------------------------------

<7> Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 57; Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987. С. 85 - 92.

Познавательная функция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности. Сумма теоретических и практических знаний, выработанных человечеством в области юриспруденции, дает основание глубже понять сущность и социальную природу права, более основательно изучить правовую действительность. Познавая юридическую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функция правосознания).

Важным показателем или критерием оценочного характера правосознания является тот факт, что права и свободы личности находятся в центре правовой идеологии государства. В первую очередь правовое сознание ориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Идея уважения прав и свобод человека и гражданина является конституционным принципом и получает всеобщую поддержку со стороны населения.

Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно определяет, прежде всего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами личности, ее нравственными представлениями. Далее, правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права должными нормами, то есть отвечают ли они тем или иным требованиям. И, наконец, оно вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Результат оценки субъектом своих действий в дальнейшем выступает как мотив его поведения. Правосознание воплощает взгляды, представления, убеждения относительно сущности и характера правовых институтов в обществе.

Регулятивная роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой деятельности, и в процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентных органов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на самый процесс и результаты этой деятельности. В процессе реализации права значительная часть людей добросовестно и сознательно, в силу своего внутреннего убеждения, исполняют предписания правовых норм, что как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем больше обеспеченность законности и правопорядка.

Правовая культура - это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: