В 1920—1930-х гг. отечественными психологами закладываются методологические основы психологии.
Главное достижение отечественной психологии — это положение о психике, которая формируется и
проявляется в деятельности.
Рассмотрим самые крупные фигуры, повлиявшие на ход развития отечественной психологии.
В работах С. Л. Рубинштейна (1889—1960) был сформулирован принцип «единства сознания и
деятельности».
«Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом
процессе», — таков был подход Рубинштейна к предмету психологии. «Субъект в своих деяниях не только
обнаруживается и определяется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его
деятельности можно определять и формировать его самого».
Главный постулат психологии деятельности в том, что общение человека с миром не является прямым
непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается посредством его реальных действий с
объектами этого мира.
|
|
Такой подход изменял всю систему прежних взглядов на сознание.
А. Н. Леонтьев (1903—1979), другой ведущий отечественный психолог, также развивал положение о том,
что все, что совершается в психической сфере человека, укоренено в его деятельности.
Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целостность, которая не сводится только к сумме
действий. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь.
Деятельность — это направленная активность человека.
Обращение к деятельности, как присущей человеку форме существования, позволяет изучать такие
категории, как:
— внутренний образ предмета;
— совершаемое человеком действие;
— мотив, побуждающий человека действовать;
— переживание человеком своего отношения к другим индивидам; •— личностные свойства и притязания человека.
Например, учебная деятельность, которую осуществляет студент, может направляться мотивом подготовки
к профессиональному труду, или мотивом приобщения к интеллектуальной элите, или мотивом общения со
сверстниками и т. д. В реальной жизни каждой деятельности обычно соответствуют несколько мотивов,
поэтому говорят о полимотивированности деятельности.
В рамках данного подхода обнаруживается, что структурные единицы деятельности подвижны. Если
сначала у человека действие вызывалось одним мотивом (прочитать учебник, чтобы подготовиться к
экзамену), то впоследствии сама деятельность может оказаться столь интересной сама по себе, вне учебного
процесса, что появится другая цель — перечитать всю литературу по данному предмету, например. Такое
|
|
явление А. Н. Леонтьев называл «сдвигом мотива на цель».
Деятельность можно различать по направленности: на объект внешнего мира, на другого человека, на
самого себя. Деятельность также различают по предмету: игровая деятельность, учебная деятельность,
трудовая деятельность и т. д.
Д. Б. Эльконин ввел понятие ведущей деятельности, т. е. деятельности, которая соответствует наиболее
значимому мотиву в тот или иной возрастной период жизни человека.
Итак, обращение отечественных психологов к проблеме деятельности существенно расширило предметную
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. |
область психологии. К проблеме деятельности мы вернемся в следующих главах книги.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
24 of 147