Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником активности человека. Потребность, как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.
Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению. По происхождению потребности бывают:
— естественные;
— культурные.
Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры. По предмету потребности подразделяются:
|
|
— на материальные;
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 51
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
52 of 147
— духовные;
— социальные.
К материальным относятся физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность
в одежде). К духовным потребностям относятся эстетические и познавательные. Социальные потребности
отражают потребность в общении, в общественном признании.
Многие авторы создали реестры потребностей, состоящие из множества наименований. Например, У.
МакДауголл (1923), понимавший потребности как инстинктоподобные, готовые способы реагирования,
выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство,
общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, накопление, смех; отдых и сон,
комфорт, передвижение; «примитивные» склонности — кашель, чихание, дыхание и т. д. Классификация Ф.
Лерша (1938) насчитывает 18 потребностей (автор называет их «стимулирующими переживаниями»).
Однако, как верно указал А. Маслоу, «при желании можно создать «перечень», в котором будет
фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет другой, объединяющий в себе
миллион желаний. Пора уже осознать, что каждая из фундаментальных человеческих потребностей на
самом деле представляет собой коллектор разнообразных желаний, и подходить к его анализу следует так
|
|
же, как к анализу фундаментальных категорий».
Выделим те основания классификаций, которыми пользовались представители самых разных течений в
психологии, описывая мотивационное поле личности.
По критерию, притягательным или отталкивающим является предмет потребности, говорят о позитивных и
негативных мотивах. Первые будут побуждать организм к достижению некоторого объекта, а вторые — к
избеганию. Примером мотива позитивного типа может служить мотив достижения, а примером мотива
второго типа — мотив избегания неудач. Соответственно поведение, которое побуждается позитивными
мотивами, объективно будет проявляться в приближении к объекту, поведение, разворачивающееся под
действием негативных мотивов, — удалением от него.
По критерию времени актуализации потребности выделяют постоянные (например, потребность в
кислороде), устойчивые (например, потребность в общении), циклические (например, потребность в пище,
потребность в размножении у животных) и ситуативные.
Проблема мотивации широко разрабатывалась в разных психологических школах: среди бихевиористов и
когнитивистов, среди представителей психоаналитической теории и в гуманистических теориях.
Остановимся на наиболее известных классификациях потребностей.