Факторы формирования внутренней мотивации достижения

В своем большинстве эти факторы являются психологическими:

— наличие внутренней мотивации у окружающих;

— творческое разнообразие деятельности;

— отсутствие жесткого контроля;

— отсутствие спешки, возможность ребенка вникнуть в то, что он делает с интересом;

— свободный выбор заданий среди тех, которые приготовлены учителем;

— отсутствие публичности в деятельности;

— акцент на саму деятельность и ее успешность;

— уверенность ребенка в себе;

— баланс возможностей и трудностей;

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 49


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 50 of 147

— эмоциональный подъем и дружелюбная атмосфера.

Формирование волевых качеств личности.

2. Формирование волевых качеств личности. Волевые качества личности непосредственно влияют на учебную деятельность. Развить их — еще одна задача ученика и учителя. К волевым качествам относятся: настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, организованность, точность, аккуратность, обязательность, трудолюбие, решительность, самообладание. Факторы формирования воли также делятся на внешние и внутренние.

Внешние факторы формирования воли:

— личность окружающих должна быть волевой;

— нужна средняя степень опеки и контроля, опеки и помощи. Иными словами, нужно помогать делающему,

— должны быть даны упражнения на планирование деятельности и взятие ответственности на себя;
упражнение на самообладание в конфликтных ситуациях;

— должна быть последовательность усложнения действий — от простого к сложному;

— учитель должен оценивать волевое поведение ученика и хвалить его в случае принятия решения или иного проявления воли. Внутренние факторы формирования воли:

— развитие определенного уровня мировоззрения, идеалов и устремлений;

— нравственность и чувство долга;

— ясность, конкретность целей, которые человек ставит перед собой, и понимание способов их достижения;

— рефлективность;

— эмоциональность;

— правильное соотношение далеких и близких мотивов. Так, нельзя каждый раз жертвовать ситуативными мотивами.

Навыки и умения

Навык

1. Навыкавтоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе

выполнения этого действия 1.

Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует переработки

большого объема информации. Для эффективной работы необходимо часть информации «вывести» из поля

сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык.

Формирование любого навыка начинается с получения информации о состоянии среды в форме какого-либо

сенсорного сигнала. Общая схема выработки навыка заключается в следующем:

— в процессе деятельности на человека многократно воздействуют сходные раздражители (например, выполняется однотипная Производственная операция);

— под влиянием раздражителей у субъекта формируется определенная программа поведения реагирования на эти раздражители, которая закрепляется и «передается» на уровень подсознательного контроля. Эта программа не тождественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации;

— формирование профессиональных навыков идет не пассивно, а под влиянием специально
организованных упражнений, включенных в систему профессиональной подготовки.

1 Общая психология / Под ред. А. В. Карпова. М., 2002. С. 211—214.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: