В своем большинстве эти факторы являются психологическими:
— наличие внутренней мотивации у окружающих;
— творческое разнообразие деятельности;
— отсутствие жесткого контроля;
— отсутствие спешки, возможность ребенка вникнуть в то, что он делает с интересом;
— свободный выбор заданий среди тех, которые приготовлены учителем;
— отсутствие публичности в деятельности;
— акцент на саму деятельность и ее успешность;
— уверенность ребенка в себе;
— баланс возможностей и трудностей;
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 49
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 50 of 147
— эмоциональный подъем и дружелюбная атмосфера.
Формирование волевых качеств личности.
2. Формирование волевых качеств личности. Волевые качества личности непосредственно влияют на учебную деятельность. Развить их — еще одна задача ученика и учителя. К волевым качествам относятся: настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, организованность, точность, аккуратность, обязательность, трудолюбие, решительность, самообладание. Факторы формирования воли также делятся на внешние и внутренние.
|
|
Внешние факторы формирования воли:
— личность окружающих должна быть волевой;
— нужна средняя степень опеки и контроля, опеки и помощи. Иными словами, нужно помогать делающему,
— должны быть даны упражнения на планирование деятельности и взятие ответственности на себя;
упражнение на самообладание в конфликтных ситуациях;
— должна быть последовательность усложнения действий — от простого к сложному;
— учитель должен оценивать волевое поведение ученика и хвалить его в случае принятия решения или иного проявления воли. Внутренние факторы формирования воли:
— развитие определенного уровня мировоззрения, идеалов и устремлений;
— нравственность и чувство долга;
— ясность, конкретность целей, которые человек ставит перед собой, и понимание способов их достижения;
— рефлективность;
— эмоциональность;
— правильное соотношение далеких и близких мотивов. Так, нельзя каждый раз жертвовать ситуативными мотивами.
Навыки и умения
Навык
1. Навык — автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе
выполнения этого действия 1.
Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует переработки
большого объема информации. Для эффективной работы необходимо часть информации «вывести» из поля
сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык.
Формирование любого навыка начинается с получения информации о состоянии среды в форме какого-либо
|
|
сенсорного сигнала. Общая схема выработки навыка заключается в следующем:
— в процессе деятельности на человека многократно воздействуют сходные раздражители (например, выполняется однотипная Производственная операция);
— под влиянием раздражителей у субъекта формируется определенная программа поведения реагирования на эти раздражители, которая закрепляется и «передается» на уровень подсознательного контроля. Эта программа не тождественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации;
— формирование профессиональных навыков идет не пассивно, а под влиянием специально
организованных упражнений, включенных в систему профессиональной подготовки.
1 Общая психология / Под ред. А. В. Карпова. М., 2002. С. 211—214.