Константност

2) константность — сохранение определенных свойств образа предмета, которые кажутся нам
постоянными. Так, известный нам предмет (например, рука), удаленный от нас, будет нам казаться точно
такого же размера, как этот же предмет, который мы видим близко. Здесь задействовано свойство
константности: свойства образа приближаются к истинным свойствам этого объекта. Наша перцептивная
система корректирует неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием окружающего, и
создает адекватные образы восприятия. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в
незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и,
наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза. Итак, формирующаяся в
процессе предметной деятельности константность восприятия — необходимое условие ориентировки
человека в изменчивом мире;

Предметность восприятия —

3) предметность восприятия — это акт объективации, т. е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира, и главную роль играет осязание и движение. Предметность играет большую роль и в регуляции поведения. Благодаря этому качеству мы можем отличить, например, кирпич от блока взрывчатки, хотя по виду они будут одинаковы;

Осмысленность.

4) осмысленность. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на
рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие связано,
таким образом, с мышлением и речью. Мы воспринимаем мир через призму значений. Сознательно
воспринять предмет — это значит мысленно назвать его и отнести воспринятый предмет к определенной
группе, классу предметов, обобщить его в слове. Например, когда мы смотрим на часы, мы видим не нечто
круглое, блестящее и т. д., мы видим конкретный предмет — часы.

Такое свойство восприятия называется категоризацией, т. е. отнесением воспринятого к определенному классу объектов или явлений. Особенно ярко эта связь восприятия с мышлением выступает при затрудненных условиях восприятия, когда последовательно выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к классу. В других случаях, по Г. Гельмгольцу, «срабатывают» бессознательные умозаключения;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: