Интеграция методологических подходов к анализу личности

В настоящее время существуют все предпосылки для того, чтобы в анализе личности использовать все достижения психологии, полученные вне зависимости от исходной методологии. Так, безусловно необходимым выступает интеграция в любом личностном опроснике данных, касающихся трех областей проявления психического: интроспективного опыта, экспертной оценки внешнего поведения и продуктивного результата осуществления деятельности. Соответственно, можно говорить о трех типах признаков, на которых может строиться личностное тестирование, и о трех методах их сбора, представленных, в частности, Р.Б.Кеттелом (см. [Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985, c. 8]). Это следующие типы признаков личности:

- L- данные (life record data) получаются путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Чаще всего они представлены в виде формализованных оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуем ого в течение определенного времени в типичной ситуации. Часто подобные данные используются в качестве внешнего критерия, на основе которого определяется валидност ь опросника.

- Q- данные (questionnaire data) основаны на изучении личности с помощью самооценок. Это - традиционные для личностных опросников данные.

- T- данные (objective test data) представляют собой данныеобъект ивных тестов в контролируемой экспериментальной ситуацией. В последнее время в качестве таких данных все чаще фигурируют физиологические и психофизиологические функции.

Формы интеграции всех этих данных могут быть различными. Обычно, все эти типы данных используются на различных этапах валидизации личностного опросника. И использование всех этих данных является минимально необходимым при психометрической проверке опросника.

Вместе с тем, наиболее эффективным является учет этих типов данных уже на самом первом этапе конструирования опросника, когда происходит его наполнение пунктами, предполагающими конкретные стилистические формулировки. Подобные формулировки пунктов могут в той или иной степени апеллировать к разным сферам опыта индивида и указывать:

- на то, как он видит самого себя в том или ином отношении;

- как, по его мнению, его оценивают другие;

- насколько результативна его деятельность.

Т.е. уже в самом содержании опросника речь может вестись и об эмоциях индивида, и его делах, и взаимоотношениях с другими, рассмотренных в определенном аспекте, в аспекте определенного личностного конструкта.

© Лаборатория математических моделей в психологии и педагогике МГППУ
Обновление 20.02.2006

Главная | Лаборатория | Труды | Программы | Интерактивные задания | Тесты знаний
Новости | Книги | Дайджест | Гостевая книга | Ссылки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: